Эффект невидимки

Ориентированные антителами антибиотики могут побороть лекарственно устойчивую бактериальную инфекцию. Этот подход прошел успешные испытания на мышах. С подробностями — Nature News.
Группа исследователей из калифорнийской биотехнологической компании Genentech позаимствовала концепцию лечения онкологических заболеваний, согласно которой антитело (белок, сконструированный таким образом, чтобы прикрепляться к определенным клеткам) связывается с противораковым лекарственным препаратом. Такой конъюгат “антитело-лекарство” лежит в основе, например, препарата Кадсила, который прикрепляется к клеткам рака молочной железы до того, как они запустят свой разрушительный механизм. Иммунолог компании Genentech Санджив Мариатхасан (Sanjeev Mariathasan) с группой коллег адаптировал эту стратегию, связав антитела против бактерии Staphylococcus aureus с производным антибиотика рифампицина, которое применяется для лечения туберкулеза, и испытал ее в клетках мышей. Стафилококк, устойчивый к сильнейшим современным антибиотикам, в частности к метициллину (MRSA), — это глобальная проблема здравоохранения. Именно с ним бывают чаще всего связаны внебольничные инфекции и такие сложно излечимые заболевания, как сепсис и пневмония. Смертоносность метициллин-устойчивой стафилококковой инфекции отчасти обусловлена тем, что, попадая в организм, она быстро проникает в клетки и внутри них труднодоступна для антибиотиков. “Большинство обычных антибиотиков фантастически эффективны против стафилококка в межклеточном пространстве, но бессильны против него внутри клетки”, — поясняет в комментарии для Nature News Мариатхасан. Полученная им с соавторами комбинация антитело-антибиотик справилась с проблемой внутриклеточного заражения.
Ученые инфицировали мышей метициллин-резистентным стафилококком, затем принялись лечить грызунов экспериментальным конъюгатом, а в качестве контроля применяли антибиотик ванкомицин, который часто используют против лекарственно-устойчивых бактерий. Экспериментальный препарат оказался почти в тысячу раз эффективнее против метициллин-устойчивого стафилококка по сравнению с ванкомицином, о чем исследователи сообщили в статье, опубликованной в журнале Nature. По словам Мариатхасана, такое лечение можно сравнить с действием бомбардировщика-невидимки, стелса. Сначала антибиотический компонент прикрепляется к свободно плавающей в межклеточном пространстве бактерии, а затем бактерия проникает внутрь клетки, неся с собой лечение против себя самой. Как только она оказывается в клетке, определенные ферменты разрушают связь между антителом и атибиотиком, активируя последний именно там, где он нужен для ликвидации инфекции.