Устно и письменно. Парламентарии дали министру задание на дом

О том, каких ключевых результатов за последние два года достигло Минобрнауки РФ в деле реализации государственной политики в сфере образования, глава министерства Дмитрий Ливанов сообщил в своем докладе в рамках Правительственного часа в Совете Федерации. Проблематика темы была озвучена в основном после выступления министра, когда сенаторы начали задавать ему вопросы. Оценку эффективности работы ведомства дал, в свою очередь, и представитель Счетной палаты РФ.

Новые детские сады, отремонтированные школы, принятие современного государственного стандарта общего образования и единых концепций преподавания математики и истории, совершенствование ЕГЭ — все это достижения последних лет, перечисленные Дмитрием Ливановым. Напомнив о росте числа школьников (в этом учебном году их на 4% больше, чем в прошлом, и через 10 лет понадобится более 5 млн вновь созданных школьных мест), он доложил также о 100 школах, построенных в 2015 году, подчеркнув, что начало реализации масштабной программы строительства новых школьных зданий намечено на 2016-й. Отметив повышение спроса на среднее профессиональное образование (в 2015 году 40% выпускников девятых классов продолжили образование в учреждениях СПО), министр пообещал, что в течение пяти ближайших лет будут созданы особые условия для подготовки кадров по 50 наиболее востребованным и перспективным профессиям, а в рамках ФЦПРО продолжится переоснащение материальной базы техникумов и колледжей.
Доступность высшего образования, по словам Д.Ливанова, растет. В 2013 году количество бюджетных мест на первом курсе вузов составило 60% от общего числа выпускников 11 классов, в этом году — 64%. Однако для тех абитуриентов, которые стремятся поступить на направления “ажиотажного и не всегда оправданного спроса” (экономические и гуманитарные), создается обратная ситуация: бюджетные места сокращаются в пользу инженерных, естественно-научных и других программ, выпускники которых востребованы.
Не забыл министр и о мониторинге вузов — “большой аналитической работе”. Он напомнил, что критерии оценки деятельности университетов постоянно корректируются. Например, в этом году в их перечень включены уровень зарплат преподавателей и процент трудоустройства выпускников.
Отряд ведущих университетов, получающих особую бюджетную поддержку, будет расширяться. Сейчас он состоит из порядка 40 вузов, к которым вскоре добавится группа опорных учебных заведений высшего образования — региональных университетов, имеющих ключевое значение для развития субъектов РФ. “По модели федеральных университетов в регионах будут созданы опорные вузы, где сконцентрируются лучшие ученые, преподаватели и студенты. Там мы обеспечим все условия, необходимые для подготовки специалистов высокотехнологичных, наукоемких отраслей экономики и социальной сферы”, — добавил Д.Ливанов.
Позитивный тон доклада парламентарии в целом не поддержали. Первый же вопрос к министру касался болезненной темы сокращения преподавателей вузов, работающих по совместительству. Глава Минобрнауки наличие проблемы не отрицал и даже продемонстрировал понимание значимости преподавательской работы специалистов-практиков, отметив, что их увольнение негативно сказывается на качестве образования. Но при этом напомнил, что уменьшение числа студентов вынуждает руководство университетов соблюдать предписанное количественное соотношение между учащимися и ППС.
Поинтересовавшись позицией министерства в вопросе о единых школьных учебниках, члены СФ получили обстоятельный ответ. “Считаем, что стопроцентная унификация не нужна, она не соответствует нашим образовательным традициям, ограничивает выбор учителей и учеников, — заявил Д.Ливанов. — При этом крайне важно, чтобы единое образовательное пространство обеспечивалось и единое содержание образование осваивалось всеми школьниками. Хочу обратить внимание на то, что Российское историческое общество выбрало три линейки учебников по истории, проведя перед этим большую работу по формированию единого историко-культурного стандарта преподавания этого предмета. По этому пути будем идти и дальше”.
Задали сенаторы и вопрос о ходе Проекта 5-100. Министр напомнил, что в недавнем конкурсе на дополнительный набор участвовали восемь вузов Москвы и 10 региональных, и в итоге были отобраны два столичных университета и четыре — в регионах. Он сообщил, что, по мнению экспертов, на достижение заявленной цели вузам может понадобиться от 5 до 15 лет, однако “старт прошел успешно, и положительная динамика есть”.
Парламентарии услышали не все ответы на 26 заявленных ими вопросов — времени, отведенного на Правительственный час, не хватило. На многие министру еще предстоит дать устные и письменные ответы. Например, от него ждут реакции на заключение Счетной палаты РФ об эффективности деятельности Минобрнауки, представленное ее аудитором Александром Филипенко, который, в частности, указал на то, что в настоящий момент отсутствуют законодательно закрепленные, четкие критерии качества образовательных услуг. Кроме того, министерство не озаботилось получением необходимых рекомендаций экспертов по выявлению неэффективных расходов до начала запуска процесса оптимизации в сфере образования.
По словам представителя Счетной палаты, оптимизация по большей части вылилась в сокращение и реорганизацию вузов, что в итоге не способствовало доступности образования и повышению его качества, равно как и уменьшению затрат. Как сообщил Александр Филипенко, вместо ожидаемого эффекта снижения в 36 субъектах РФ отмечен их рост, в отдельных регионах — в полтора раза. Он также отметил, что средства, освободившиеся в ходе оптимизации, министерство планировало направить на увеличение зарплат педагогам, но в результате ликвидации порядка 600 образовательных организаций в целом по стране удалось сэкономить менее 1% от фонда оплаты труда.
Есть проблемы и с освоением государственный заданий. На 1 января 2015 года остатки субсидий на их выполнение учреждениями Минобрнауки составили более 19 млрд рублей, а в ряде случаев финансирование осваивалось полностью при невыполнении госзаданий. “В 2014 году из 43 объектов в сроки введен только 21, есть риски и в этом, — констатировал аудитор. — При планируемых к вводу 52 объектах по результатам наших проверок уже очевидно, что 10 не будут введены”. По его данным, не обошлось и без финансовых нарушений. К примеру, проверка Счетной палатой проведения Минобрнауки выставочных и презентационных мероприятий выявила, что сумма необоснованных расходов составила более 25 млрд рублей.
Завершая мероприятие, председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко обратила внимание на высокую ответственность министерства и его руководителя перед обществом, заметив при этом, что сенаторы не имеют права оставаться в стороне от решения проблем в сфере образования. Их обязанность — работать вместе с Минобрнауки и помогать своевременными замечаниями. “Это тоже наша ответственность”, — подчеркнула председатель СФ.

Татьяна ВОЗОВИКОВА
Фото с сайта Минобрнауки РФ

Нет комментариев