Респект ершистым. Совет по науке заслужил похвалу

Итоги работы Совета по науке при Минобрнауки России за два прошедших года были подведены на заседании, состоявшемся в конце прошлой недели. Как отметил, открывая встречу, министр образования и науки Дмитрий Ливанов, работа совета полностью соответствовала цели, прописанной в положении о нем: повышению эффективности научной, научно-технической и инновационной деятельности в научно-технической сфере. Министр коротко напомнил об истории создания Совета по науке и основных вопросах, в решении которых эта структура принимала участие начиная с 2013 года.

— За это время Совет по науке стал для нас ключевым совещательным органом по самым важным вопросам научной политики и научной жизни страны, — подчеркнул Дмитрий Ливанов. — Изначально в его состав вошли 22 активно работающих ученых, представляющих 11 областей науки. С момента создания позиция совета состояла (и сейчас состоит) в том, что в его состав не должны входить “научные администраторы” — руководители организаций. Членами совета должны быть люди, ведущие активную научную работу, авторитетные в своей области. За два года совет продемонстрировал правильность такого подхода, став полноправным участником научной жизни, всегда занимая принципиальную позицию и выражая мнение активно действующей части научного сообщества.
Министр также напомнил о решениях, принятых советом за прошедшее время, в том числе в области совершенствования конкурсного механизма финансирования, развития кадрового потенциала, мониторинга и оценки результативности научных организаций, реорганизации РАН и развития научной инфраструктуры.
— Мы ценим работу Совета по науке, отмечая ее важность и значимость, особенно при принятии решения в пользу выбора того или иного шага по всем важнейшим вопросам жизни нашей науки, — сказал Дмитрий Ливанов.
Министр представил новых членов Совета по науке, пополнивших его в рамках плановой ротации, и поблагодарил тех, кто на данный момент завершил свою работу в совете. При обновлении состава были рассмотрены более 30 кандидатур ведущих ученых — представителей разных областей науки, работающих как в академических, так и в образовательных структурах. Из них члены совета выбрали семь человек взамен выбывающих по ротации. “Для нас принципиально важно, что при выборе новых членов совета учитывались значимость их научных достижений, признание их авторитета в России и за рубежом, а также активная общественная позиция, поскольку работа в совете занимает много времени”, — подчеркнул Ливанов.
Приказом министра в состав совета введены: заместитель директора Института прогрессивных технологий Тольяттинского государственного университета Алексей Виноградов (технические науки); профессор Европейского университета в Санкт-Петербурге Григорий Голосов (общественные науки); заведующий лабораторией МГУ им. М.В.Ломоносова и профессор Университета Северной Каролины, США, Александр Кабанов (медицинские науки); заведующая кафедрой Эйндховенского технологического университета, Нидерланды, Елена Ломонова (технические науки); и.о. ректора Российского национального исследовательского университета им. Н.И.Пирогова академик Сергей Лукьянов (медицинские науки); ведущий научный сотрудник Института лингвистических исследований РАН Андрей Соболев (гуманитарные науки); ведущий научный сотрудник МГУ им. М.В.Ломоносова Андрей Цатурян (естественные науки).
Отчет о двухлетней работе Совета по науке представил его глава — проректор МГУ им. М.В.Ломоносова академик Алексей Хохлов.
— За 2013-2015 годы прошло 12 очных заседаний совета и было принято 47 документов, — поделился Алексей Ремович. — Документы принимались как на очных заседаниях, так и в режиме электронного голосования. Отмечу, что мы постоянно поддерживали онлайн-взаимодействие, вели активную переписку по электронной почте. Считаю такую практику работы довольно удачной. Именно благодаря ей многие документы нам удалось оперативно и своевременно обсудить и принять, не дожидались очных заседаний. Все материалы представлены на сайте совета — http://sovet-po-nauke.ru.
В числе сделанного — сформулированное советом предложение об адресной поддержке работающих на мировом уровне ведущих ученых (“федеральных профессоров”) и наиболее результативных научных лабораторий, которое начало реализовываться в 2014 году в подведомственных Минобр-науки вузах при активном участии совета.
Также совет сформулировал и последовательно отстаивал новые принципы распределения субсидий в рамках госзадания для всех научных организаций страны, которые предусматривают конкурсный характер части финансирования. Много внимания Совет по науке уделял и совершенствованию конкурсной компоненты в организации отечественной науки. Так, по его инициативе были приняты предложения по грантовому механизму реализации ФЦП “Исследования и разработки…” и по проведению конкурсов по достаточно широким приоритетным направлениям науки (“зонтичные конкурсы”), что позволяет исключить ситуацию предопределенного победителя.
Предложения совета по механизму проведения экспертизы научных проектов без конфликта интересов и о необходимости включения в состав экспертов ведущих российских и зарубежных ученых, удовлетворяющих определенным квалификационным критериям, постепенно меняют состав корпуса экспертов по проектам ФЦП и РНФ.
Совет рассматривал вопросы трудовых отношений в науке, участвовал в разработке конкурентной и прозрачной системы конкурсов и аттестаций по научным достижениям, поддержал идею о принятии предельного возраста для руководителей научных организаций. Несколько раз Совет по науке рассматривал вопросы мониторинга и оценки результативности деятельности научных организаций, предложив вневедомственный характер проведения мониторинга, а также принципы формирования соответствующей межведомственной комиссии и критерии такой оценки. Были предложены советом и подходы к формированию референтных групп, сочетающие учет предметной области науки и профиля деятельности научной организации.
Первоначально не приняв реформу РАН, совет стал затем искать способы направить ее в конструктивное русло, способствующее созданию благоприятных условий для осуществления в институтах РАН деятельности научных лидеров, которые явились бы локомотивами развития всей отечественной науки. Кстати, идея создания НКС ФАНО первоначально была предложена Советом по науке. Рассмотрев итоги первого года работы ФАНО, совет отметил, что, хотя агентству за это время удалось эффективно переключить на себя управленческие функции, никаких позитивных изменений в институтах РАН не произошло, также был отмечен и резкий рост бумаготворчества.
Не была обойдена вниманием совета проблема воспроизводства и роста кадров в российской науке. По мнению совета, основная задача в этой области — обеспечение надежности и предсказуемости жизненных траекторий и своевременные “карьерные лифты” для активно и успешно работающих молодых ученых. Для этого совет предложил министерству сформировать секцию молодых ученых, что и было реализовано на данном заседании.
Не остались без внимания совета проблемы закупки научного оборудования, расходных материалов и оказания услуг в рамках грантов, контрактов и договоров. В результате удалось добиться того, что с 1 января 2014 года эти закупки для бюджетных научных и образовательных организаций осуществляются в рамках ФЗ №223, а не в рамках печально известного ФЗ №44.
Весьма плодотворно взаимодействовал совет с подразделениями Минобрнауки, занятыми аттестацией научных кадров высшей квалификации, поддерживая усилия научного сообщества и министерства по борьбе с фальшивыми диссертациями и плагиатом. В прошлом году совет обратил внимание на то, что в состав некоторых экспертных советов ВАК вошли недобросовестные ученые, что привело к переформатированию этих структур. Советом по науке были сформулированы предложения по процедуре формирования экспертных советов ВАК, по необходимым изменениям Положения о порядке присуждения ученых степеней и о диссоветах, по проблеме публикации основных научных результатов диссертаций. Многие из этих предложений впоследствии были реализованы. Важно, что, несмотря на столь высокую загрузку, члены Совета по науке активно выступали по вопросам развития науки в СМИ, причем часто вразрез с мнениями “широкой публики”.
Отметил Алексей Хохлов и то, что пока не удалось сделать совету. Так, например, явно пробуксовывают попытки дебюрократизации научной сферы России. На фоне некоторого продвижения деятельности по оценке научных организаций пока не получают развития предложения по оценке отдельных лабораторий в каждой организации. Продолжается взаимное непонимание ученых и чиновников по проблеме софинансирования научных исследований из разных источников. Не прошло и предложение совета по бессрочности наказания за плагиат и фальсификацию диссертаций. Срочные изменения требуются по устранению неразумных ограничений в правилах подбора оппонентов для диссертационных работ. Положение об ученых званиях, по мнению совета, требует кардинальной переработки, которую также не удается реализовать вот уже два года.
Организационная структура российской науки архаична и нуждается в реформировании. Совет предлагал различные пути осуществления реформ, включая непопулярные, и оппонировал сторонникам сохранения status quo…
— Нам так и не удалось преломить популистский инфантильный настрой большой части научного сообщества, — отметил Алексей Хохлов, отвечая на вопрос корреспондента “Поиска” о том, над чем еще предстоит работать совету. — Скажем, выдумали новое фундаментальное право человека — “право быть ученым”. Многие коллеги мыслят иждивенческими категориями: кто-то что-то им должен, а они никому ничего не должны… Причем часто так говорят люди, которые ничего собой не представляют — не смогли даже толком организовать свою научную группу, а берутся поучать “как нам обустроить науку в России”. Сильна сегодня и бюрократизация науки… Проблем хватает. Но, пожалуй, самое сложное — двинуть вперед реформу науки. Пока же происходят лишь верхушечные преобразования, которые не затрагивает жизнь в научных институтах. Посещая западные научные центры, видишь, что там ситуация совсем другая. Но постепенно и у нас делаются шаги в правильном направлении. Очень важно в этом отношении новое положение о конкурсах научных сотрудников, которое открывает путь к истинной соревновательности при замещении научных должностей.
На заседании было объявлено о создании секции молодых ученых Совета по науке. Как отметил директор Департамента науки и технологий Минобрнауки Сергей Салихов, деятельность секции будет направлена на обеспечение благоприятных условий для развития творческого и научного потенциала молодых ученых России. Члены молодежной секции будут принимать участие в работе Совета по науке с правом совещательного голоса. Кстати, из девяти членов новой секции трое — лауреаты стипендии L’Oreal-UNESCO “Для женщин в науке”… Молодежь сразу принялась за дело, начав активное обсуждение животрепещущих вопросов еще перед началом заседания и продолжив диалоги в перерывах. Благодаря старших за оказанное доверие, молодые ученые пообещали, что спокойной жизни в ближайшее время никому ожидать не стоит.
— Это хорошо, что они так настроены, — порадовался Сергей Салихов. — Ведь лучше самих молодых их проблем не знает никто. Конечно, существует теория, что, мол, нет науки молодых. Возможно, это искусственное понятие… Но все мы прошли через это и знаем, что в юном возрасте у каждого есть определенного рода институциональные проблемы. И они общие, а не обусловлены тем, что кто-то в науке значит больше или меньше. Кстати, показателям по наукометрии у многих членов секции молодых ученых можно только позавидовать. Надеемся, что ребята быстро войдут в рабочий режим и смогут не только ставить острые вопросы, но и предлагать оптимальные пути их решения.
Отвечая на вопрос о наиболее успешных направлениях работы совета в течение прошедших двух лет, Сергей Салихов, прежде всего, отметил слаженную и четкую работу по подготовке постановления об оценке научных организаций:
— Очень важно было выработать критерии. Результатом многократных длительных обсуждений стал документ, который сегодня не просто одобрен и подписан правительством, но и принят научным сообществом. Понятно, что он подвергается критике, но количество этой критики и, главное, ее суть показывают, что документ хороший. Второй важный момент в работе Совета по науке связан с реформой РАН. Члены совета активно включились в обсуждение этой темы буквально с первых дней. Без этого реформа не была бы такой спокойной и успешной, как сейчас…
Кроме того, были многие вещи, казалось бы, незаметные, о которых не шла речь на отчетном заседании совета, но которые очень значимы. Думаю, Совет по науке — один из самых успешных существующих общественных советов. Радует установившаяся двусторонняя связь между советом и министерством. На совместных заседаниях мы все горячо спорим и отстаиваем свою точку зрения, это-то и надо сохранить: независимость, возможность для ученых свободно выражать свое мнение, возможность для нас донести свою точку зрения до них. Нам не нужен “пушистый” и покладистый совет. Нужен ершистый, который критикует.
Главой Совета по науке был вновь избран академик Алексей Хохлов, его заместителем — член-корреспондент РАН Аскольд Иванчик.

Нина ШАТАЛОВА
Фото Екатерины Гришакиной

Нет комментариев