В общем котле. Российский и японский научные фонды отметили юбилей сотрудничества

Десятилетию совместной работы Российского фонда фундаментальных исследований с Японским обществом содействия науке (JSPS) была посвящена научная сессия “Прогресс и тенденции науки и технологий”, которая прошла в МГУ им. М.В.Ломоносова. Круглая дата успешного сотрудничества — серьезный повод для подведения итогов, формирования планов на будущее и просто дружеского общения коллег-ученых и руководителей научных фондов двух стран, поэтому в Ломоносовском корпусе МГУ собралась представительная команда научных партнеров из России и Японии.

Открывая юбилейный семинар, председатель Совета РФФИ академик В.Панченко (на верхнем снимке) отметил, что за годы сотрудничества двумя фондами были отобраны и поддержаны около 200 совместных проектов по широкому спектру дисциплин, среди которых — проблемы современной фотоники, задачи в области наук о Земле, космические исследования, включая планетарную геодезию, работы по геномным исследованиям в условиях малых радиационных нагрузок и ряд других. “Опыт нашего старшего коллеги по работе в грантовой системе (JSPS основано в 1932 году) очень полезен для развития совместных программ”, — подчеркнул академик Панченко.
Президент JSPS Юичиро Анзай (на среднем снимке) рассказал, что японский фонд поддерживает исследования по самому широкому спектру фундаментальных наук. В числе 45 стран-партнеров важное место занимает Россия, сотрудничество с которой началось еще в 1974 году во времена СССР.
Ректор МГУ Виктор Садовничий также отметил давние связи главного университета страны с японскими коллегами и высказал пожелание привлекать в проекты по линии РФФИ — JSPS побольше молодежи, в том числе студентов. МГУ, по словам ректора, готов поддержать такие инициативы.
О более широком вовлечении молодежи в программы российско-японского сотрудничества шла речь и в ходе консультаций руководства РФФИ и JSPS перед началом юбилейной научной сессии. Некоторыми деталями состоявшегося обмена мнений поделился Владислав Панченко:
— Во время обсуждений с профессором Анзаем и академиком Садовничим мы пришли к выводу, что нам предстоит уделять более пристальное внимание работе с молодыми учеными. Мы подумаем, как организовать интеллектуальные международные научные “котлы”, в которых “варилась” бы молодежь. Потрясающие возможности для этого есть и в МГУ, и в японских университетах и научных центрах, где имеется опыт проведения крупных молодежных научных симпозиумов.
Как пояснил заместитель руководителя Управления международных связей РФФИ Александр Шаров (на нижнем снимке слева), проблема поддержки молодых исследователей очень актуальна. Она постоянно поднимается на международных научных конференциях, на которых обсуждаются вопросы развития современной науки как на национальном уровне, так и в глобальном масштабе. В РФФИ проводили анкетирование руководителей российско-японских проектов, и в большинстве анкет отмечалась необходимость поддержки участия в совместных исследованиях молодых ученых. “Для них это большая школа, и их вклад в эти совместные исследования может быть весьма значителен”, — уверен А.Шаров.
Во время консультаций по линии РФФИ — JSPS обсуждались и другие аспекты сотрудничества двух фондов. Как подчеркнул Владислав Панченко, у руководства Российского фонда фундаментальных исследований и Японского общества содействия науке имеется общее понимание необходимости развивать междисциплинарные исследования. “При этом крайне важно, чтобы совместные проекты выходили за рамки исключительно двустороннего сотрудничества. Мы вместе работаем в этом направлении, в частности, в рамках Глобального исследовательского совета (Global Research Council), членами которого являются наши фонды”, — отметил глава РФФИ.
О перспективах сотрудничества РФФИ и JSPS говорил в ходе своего выступления на сессии и Александр Шаров. Так, в числе инициатив РФФИ по развитию российско-японского взаимодействия был назван переход к поддержке междисциплинарных ориентированных исследований, а также предложение по активному сотрудничеству в рамках международных многосторонних программ и проектов. “Участвовать в них могли бы не только страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Юго-Восточной Азии, где японские коллеги очень активны, но и наши бывшие партнеры по G8”, — поделился А.Шаров.
Особое внимание на юбилейной научной сессии было уделено подведению итогов совместных научных проектов. Российские и японские ученые рассказывали в своих докладах об опыте сотрудничества в восьми направлениях исследований. Часть из них выполняется учеными МГУ им. М.В.Ломоносова. Проректор МГУ — начальник Управления научной политики и организации научных исследований Андрей Федянин отметил, что история сотрудничества с японскими вузами насчитывает более 40 лет и сегодня у Московского университета 19 вузов-партнеров в Японии. Основные области взаимодействия — сверхпроводящие материалы, магнетизм, фотоника, биомедицинские исследования, информационные технологии. За последние четыре года РФФИ были поддержаны 10 проектов МГУ по линии российско-японского сотрудничества.
Об одном из них рассказал “Поиску” кандидат физико-математических наук, доцент кафедры общей физики и волновых процессов физического факультета, старший научный сотрудник Международного учебно-научного лазерного центр Андрей Федотов:
— МЛЦ сотрудничает с Национальном институтом наук о материалах в городе Цукуба. Мы взаимодействуем с японской группой более 10 лет, за это время получили от РФФИ поддержку трех проектов, одним из которых мне выпало руководить. В основном наша совместная работа была связана с исследованием и применением свойств различных новых типов оптических волокон, в частности фотонно-кристаллических, которые сейчас очень востребованы для решения научных и технологических задач. Это исследования в области фундаментальной физики, но с прицелом на возможные технологические применения.
В ходе своего доклада Андрей Федотов представил СВЧ-волоконно-оптический зонд, который можно применять для высокоточных измерений магнитного поля. По словам ученого, некоторые результаты совместных российско-японских исследований были использованы при создании прибора.
Ученые Казанского федерального университета сотрудничают с японскими коллегами в области астрофизики. Ведущий научный сотрудник Института геологии и нефтегазовых технологий КФУ, заместитель директора Астрономической обсерватории им. В.П.Энгельгардта по международным связям Александр Гусев рассказал о деталях взаимодействия с Национальной астрономической обсерваторией Японии:
— Наши исследования посвящены изучению вращения и внутреннего строения Луны. По характерным движениям, вращению этого небесного тела мы можем полностью восстановить его внутреннее строение — сколько места занимает ядро, каков его геофизический состав. Мы должны подготовить эти данные для российских проектов исследований Луны, “Луна-Глоб” и “Луна-Ресурс”, старт которых намечается в 2019 году. Японские коллеги готовят инструменты и наземное оборудование, а с нашей стороны необходимо обеспечить теоретические исследования и моделирование в области вращения и внутреннего строения Луны, а также выработку рекомендаций относительно основных важнейших эффектов, которые можно наблюдать с помощью японских инструментов.
Ученые Дальнего Востока сотрудничают с японскими коллегами в традиционно важной для этого региона научной области. Подробностями взаимодействия по линии РФФИ — JSPS поделился с “Поиском” заместитель директора по научным вопросам Института вулканологии и сейсмологии ДВО РАН кандидат географических наук Ярослав Муравьев:
— Сфера наших научных интересов затрагивает влияние вулканизма на окружающую среду и изучение вулканической опасности для окружающих территорий и населения. Сотрудничество с Японией началось еще в 1991 году, когда Камчатка стала принимать первых зарубежных гостей. Японские геологи, вулканологи заинтересованы в совместных исследованиях современного вулканизма, климата, современного и прошлого оледенения. Тому есть множество причин. Камчатка более холодная, чем Япония, и многие явления, которые были у нас в малый ледниковый период 300-400 лет назад, происходили и в Японии. Сейчас страна наших партнеров более теплая, там практически нет ледников. Землетрясения в Японии происходят очень серьезные, пострашнее наших, а извержения вулканов у нас более частые и разнообразные. К тому же Япония — страна маленькая, с большим населением и активной экономической деятельностью. Там существуют многочисленные антропогенные помехи (например, из-за влияния промышленности), в результате которых их высокоточная аппаратура работает слабовато. А из-за редко происходящих “событий” статистика для их моделирования копится медленнее. Камчатка же близка к дикой природе, у нас нет индустриальных помех и других посторонних шумов, поэтому регистрирующая аппаратура работает как надо. Совместные проекты при поддержке РФФИ и JSPS начались в 2005 году. Основная тема — исследование геодинамики зон субдукции, составление прогнозов вулканической и сейсмической активности. Наши главные партнеры в Японии — Институт сейсмологии и вулканологии и Институт низких температур Университета Хоккайдо. Проект, над которым мы сейчас работаем, направлен на моделирование активности Ключевского вулкана, который характеризуется большим разнообразием извержений, начинающихся с подъема магмы с глубин более 30 км, что и фиксирует японская сейсмическая аппаратура.
Закрывая конференцию, представитель JSPS профессор Кодаира, который принял на себя руководство японской делегацией после отъезда Ю.Анзая, отметил высокое качество докладов, а также уровень организации и подготовки мероприятия. “Общение с российскими коллегами заставило нас заново переосмыслить важность сотрудничества двух фондов в поддержке международных научных исследований”, — сказал профессор Кодаира в заключительной речи.

Светлана Беляева
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев