Окрепли в борьбе? Университеты Проекта 5-100 заметно нарастили свое присутствие в первой десятке рейтинга университетов стран развивающейся Европы и Центральной Азии 2015/16

Последний месяц богат новостями, связанными с Проектом 5-100. Некоторые из вузов-участников продвинулись в международных рейтингах. Практически во всех университетах отмечаются значительные изменения. Скоро круг высших учебных заведений, претендующих на глобальное лидерство и поддержанных государством, расширится. Подробности — в подборке материалов на этой странице.  

Окрепли в борьбе?

Университеты Проекта 5-100 заметно нарастили свое присутствие в первой десятке рейтинга университетов стран развивающейся Европы и Центральной Азии 2015/16 (QS University Rankings: Emerging Europe and Central Asia, EECA). На втором месте после возглавившего рейтинг Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова находится Новосибирский национальный исследовательский государственный университет (НГУ), на пятом — Санкт-Петербургский государственный университет, на десятом — Московский физико-технический университет (МФТИ).  Напомним, что в 2014 году только НГУ представлял проект в топ-10 рейтинга.

Еще пять вузов — участников Проекта 5-100 находятся в топ-50 QS EECA 2015/16. Это Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ (НИЯУ МИФИ) (22-е место), Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ) (27-е место), Национальный исследовательский университет “Высшая школа экономики” (31-е место), Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (35-е место) и Национальный исследовательский Томский политехнический университет (43-е место). Практически все участники проекта вошли в топ-100 рейтинга и улучшили свои позиции.
В своих комментариях к результатам очередного ранжирования QS заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко особо отметил у спехи ряда университетов, подчеркнув взаимосвязь их достижений с участием в Проекте 5-100.
— Стабильные результаты показывает НГУ, второй год уступающий пальму первенства лишь МГУ. Стоит отметить рывок МФТИ — впечатляющий пример узкоспециализированного вуза, которому удалось войти в топ-10 и обойти многие классические университеты, — сказал замминистра.
Ректор университета Михаил Федорук назвал успех НГУ результатом слаженной и эффективной работы всех сотрудников университета и признанием высочайшего уровня его профессорско-преподавательского состава.
— Участие НГУ в Проекте 5-100 дает дополнительные возможности для вуза целенаправленно поддерживать научную работу и развивать международные контакты наших преподавателей, совершенствовать новые, современные подходы в образовании, расширять инновационную деятельность. Успех НГУ был бы невозможен без его тесной интеграции с партнерскими научными институтами Академгородка и новосибирским Технопарком, — констатировал он.
По словам декана факультета повышения квалификации и переподготовки кадров НИЯУ МИФИ Сергея Киреева, его университет поднялся с прошлогоднего 34-го места на 22-е также за счет участия в проекте:
— В НИЯУ МИФИ проходят существенные изменения, связанные с его трансформацией — в сфере управления, интернационализации образования и науки, академической мобильности. Такие успехи университета во многом обусловлены ростом активности всего коллектива, направленной на реализацию программы повышения конкурентоспособности.
Продвижение ТГУ, поднявшегося с 33-го на 27-е место, лидирующего в рейтинге по количеству иностранных преподавателей, а по показателям “академическая репутация” и “количество опубликованных статей на одного сотрудника ППС” вошедшего в лидирующую пятерку российских вузов-участников рейтинга, прокомментировал проректор по программам развития ТГУ Дмитрий Сухушин:
— Университет уделяет большое внимание развитию международного сотрудничества, созданию магистерских и аспирантских программ обучения на английском языке. Постоянно растет количество иностранных граждан, приезжающих сюда учиться и работать. Так, например, сейчас в ТГУ обучаются студенты из более чем 30 стран мира и аспиранты из 19.
По мнению вице-президента РАН, председателя УрО РАН Валерия Чарушина, Проект 5-100 “создает конкурентные условия для университетов всей страны. Участие в этой программе и ежегодная борьба за место в составе 15 лучших университетов России, материальные стимулы в зависимости от положения университета внутри списка — это прекрасная мотивация к реализации творческого потенциала и возможность для развития”.
Региональный директор по Восточной Европе и Центральной Азии в компании QS Зоя Зайцева также назвала проект одним из факторов прогресса наших ведущих университетов:
— С тех пор, как Минобрнауки выбрало по конкурсу группу из 15 университетов и начало работу над повышением их международной конкурентоспособности, понимание преимущества участия в рейтингах растет вместе с пониманием того, как университеты могут использовать их в своих интересах.
Эксперты Проектного офиса “5-100” уже определили наиболее актуальные результаты проекта. Это создание в 2013-2014 годах на базе вузов-участников более 150 лабораторий с привлечением к руководству ведущих зарубежных и российских ученых; реализация с 2013 года более 130 программ “двойных дипломов” в партнерстве с ведущими зарубежными университетами и научными организациями; привлечение в 2014 году к работе в университетах-участниках порядка 650 молодых научно-педагогических сотрудников с опытом работы в ведущих российских и зарубежных вузах и научных центрах и более 100 таких специалистов — на руководящие должности. Кроме того, по сравнению с 2012 годом в большинстве университетов, участвующих в программе поддержки конкурентоспособности, более чем в 2 раза выросло число публикаций, индексируемых в Web of Science и Scopus.

По материалам Отдела по связям с общественностью Проекта 5-100

Совет по повышению конкурентоспособности ведущих университетов среди мировых научно-образовательных центров отобрал шесть новых участников Проекта 5-100, однако окончательное решение об их включении в эту программу Минобрнауки РФ оставило за собой. Его министерство примет в течение двух недель после заседания экспертов, состоявшегося на площадке Дальневосточного федерального университета.
Всего 18 вузов — претендентов на господдержку представили там на суд совета свои программы долгосрочного развития. Голосование экспертов проходило в два тура, во второй вышли 10 участников. В итоговую шестерку совет включил Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта, Первый Московский государственный медицинский университет им. И.М.Сеченова, Российский университет дружбы народов, Сибирский федеральный университет, Тюменский государственный университет и Южно-Уральский государственный университет.
Глава Минобрнауки Дмитрий Ливанов отметил, что программы остальных вузов, прошедших во второй тур, также были высоко оценены экспертами. “Это Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет), Пермский национальный исследовательский политехнический университет, Национальный исследовательский Саратовский государственный университет им. Н.Г.Чернышевского и Южный федеральный университет. Для этих четырех вузов, несмотря на то что они не были отобраны в Проект 5-100, мы предусмотрим дополнительные меры поддержки вне его рамок”, — сказал Дмитрий Ливанов.

Формы трансформации

Продвижение российских вузов в международных рейтингах — лишь частный показатель сложных процессов трансформации учебных заведений, участвующих в Проекте “5-100”. О том, как меняются требования к людям, которые управляют университетами, входящими в проект, как меняются сами эти университеты, шла речь на панельной дискуссии “Подходы к совершенствованию системы управления университетом через развитие компетенций университетских руководителей — опыт университетов — участников Проекта 5-100”. Эта встреча, организованная по инициативе Проектного офиса “5-100”, стала частью программы предварительного дня VI Международной конференции Российской ассоциации исследователей высшего образования.

Директор Проектного офиса Михаил Антонов, модератор сессии, напомнил, что в вузах — участниках Проекта 5-100 изменилась сама система управления. Большую роль в ней играет Наблюдательный совет, имеющий возможность активно влиять на процесс трансформации университета — с ним надо согласовывать “дорожные карты” развития, именно он дает Минобрнауки рекомендации по продлению ректорского контракта… Кроме того, в этих университетах появился Международный академический совет, в некоторых из них он фактически выполняет функции конкурсной комиссии при отборе проектов для финансирования.
К трем традиционным сферам работы университета — наука, образование, связи с промышленностью — у участников Проекта 5-100 прибавилась в качестве такой же обязательной еще одна — интернационализация. Чтобы научиться работать на глобальных рынках, понадобилось привлечь в университеты специалистов с соответствующим опытом. То есть эти вузы столкнулись с необходимостью трансформировать как минимум свои кадровые и международные службы, подчеркнул М.Антонов.
— Нужно говорить о трансформации не службы даже, а в целом кадровой политики университета, — уточнила Ирина Карелина, директор программы развития НИУ ВШЭ.
Изменения кадровой политики Вышки, по ее словам, нацелены на достижение глобальной конкурентоспособности вуза.
На деле это выглядит, например, так: второй год в НИУ ВШЭ объявляется открытый конкурс на замещение профессорско-преподавательских должностей. Конкуренция серьезная — в прошлом году претендовали на одно место от
7 до 20 человек как российских, так и зарубежных специалистов, в том числе бывших соотечественников. “Глобальная конкурентоспособность означает, что у университета нет границ в науке, преподавании, владении информацией… И очень важно, чтобы правила работы, жизни, общения в вузе были понятны людям, работающих и в нем, и вне его”, — подчеркнула И.Карелина. Наряду с этим в Вышке создают условия для роста талантливой молодежи: пятый год действует программа подготовки кадрового резерва.
“Самая глубокая трансформация международных служб”, по словам модератора, была проведена в Санкт-Петербургском национальном исследовательском университете информационных технологий, механики и оптики (ИТМО). Как рассказал его ректор Владимир Васильев, из закрытого вуза, базового института Министерства оборонной промышленности СССР, предстояло создать глобальный, исследовательский, предпринимательский, социально ответственный и личностно-ориентированный университет. Было понятно, что со старой командой управленцев это сделать не удастся. Пригласили бывшего ректора университета Южного Уэллса для совместной разработки стратегии изменений. Команда, которая занимается в Университете ИТМО международной деятельностью, вся привлечена извне.
Оба представителя университетов — участников Проекта 5-100 сошлись во мнении, что продвижение в международных рейтингах не должно быть самоцелью для ведущих вузов.
— Анализируя рейтинги, можно сказать, на какие точки нужно нажать, чтобы произошли требуемые изменения, — заметила И.Карелина. — Обеспечить конкурентоспособность — совершенно другая задача. Вуз конкурентоспособен, когда он ничего не делает для рейтинга, но рейтинг “видит” его. И это существенный вызов для лидеров образования: в погоне за показателями не забыть, что система в целом должна измениться.
— Если рейтинговая политика будет во главе угла — очки, голы, секунды, — мы хорошего результата не получим, — добавил В.Васильев. — Участники Проекта 5-100 не ставят себя в положение догоняющих. Методика рейтингов к 2020 году изменится. Мы должны как минимум участвовать в рейтингах, но главное — определять развитие высшей школы, занимая активную позицию. Многое из того, что сейчас нарабатывается, может быть использовано и в других вузах.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото с сайта http://5top100.ru

Нет комментариев