Тайны потревоженных. Древние захоронения грабили не только ради наживы

Одним из самых интересных форумов, прошедших в этом году в Челябинском госуниверситете, был Всероссийский круглый стол с международным участием “Археология древних ограблений и символических захоронений”. Для обсуждения темы в ЧелГУ приехали ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Казахстана, в онлайн-режиме подключились исследователи из других городов России, ближнего и дальнего зарубежья. Инициатором круглого стола выступил Учебно-научный центр изучения проблем природы и человека ЧелГУ.

“Мы не можем восстановить полную картину того, что происходило, из-за того, что многие древние могилы разрушены, из-за недостатка знаний, — рассказал профессор Российского государственного гуманитарного университета Сергей Яценко. — Но информация накапливается. Поскольку речь идет о культурах, связанных с индоиранским миром: Южный Урал, Тува скифского времени, сарматы южнорусских степей, а это родственные народы, говорившие на общих языках, имеющие общее религиозное представление, общие обряды, что позволяет нам с большой пользой знакомиться с опытом коллег из отдаленных регионов и находить взаимосвязи”.
Старший научный сотрудник Института истории материальной культуры РАН (Санкт-Петербург) Марина Килуновская — руководитель крупного проекта по раскопкам древних курганов “Долина Царей” в Республике Тыва. Там, как и во многих других районах, большая часть памятников была разграблена. Ответив на вопросы, почему, кто, зачем и в какое время это делал, археологи надеются реконструировать не только погребальный обряд древних культур, но и понять мировоззрение древних людей.
“В могильниках эпохи бронзы расположен инвентарь, который не представляет никакого интереса с точки зрения корысти, — поделилась своими выводами Марина Килуновская. — При этом все курганы ограблены, и зачастую изымаются какие-то части тела, перемещаются погребенные. Видимо, это связано с обрядом очищения: когда нужно выпустить душу человека в другой мир. Есть предположение, что части тела могли брать сами родственники. Например, чтобы сыну встать во главе рода, ему необходимо взять силу своего отца, то есть взять частицу тела своего предка”.
Сделать вывод о том, что могильники грабились не с целью наживы, позволяет и тот факт, что изымались только сакральные вещи, например меч или конское снаряжение, а золото оставалось на месте. Много споров возникло вокруг сожжения могильников: следы поджогов археологи встречают достаточно часто.
“Круглый стол в отличие от многих конференций стал действительным прорывом в исторической науке, когда количество накопленной информации переходит в качественно новое знание, — отметила директор Учебно-научного центра изучения проблем природы и человека ЧелГУ Елена Куприянова. — Поделившись результатами своих исследований и обсудив их, археологи смогли коллективно сформулировать положения, которые почти наверняка послужат поводом для формирования нового направления в российской археологии — “археология потревоженных захоронений”. По итогам круглого стола в Санкт-Петербурге будет издан специальный номер “Российского археологического ежегодника”.

Ольга БАБУШКИНА
Фото пресс-службы ЧелГУ

Нет комментариев