Одеяло для Плутона

Первые снимки Плутона, полученные и опубликованные НАСА, показали, что с точки зрения геологии эта планета не похожа ни на одну другую. Новость распространило издание Nature News.

Первые научные данные миссии New Horizons были получены во время облета Плутона в июле этого года. Как сообщают исследователи, разнообразный ландшафт планеты напоминает лоскутное одеяло из геологических рисунков и текстур, заимствованных у других планет и спутников. У Плутона есть что-то и от Марса, и от спутника Сатурна Япетуса, и от спутника Нептуна Тритона. “Понемногу от всего”, — говорит в комментарии для Nature News Карли Хауэтт (Carly Howett), планетолог из Юго-Западного исследовательского института (Southwest Research Institute) в Боулдере, Колорадо. Как и на Марсе, на Плутоне есть летучие вещества; на поверхности Плутона, как на Япетусе, чередуются светлые и темные области, и, так же как Тритон, Плутон испещрен полосами, которые прочертил ветер на ледяной корке. Летучие соединения, которые циркулируют между поверхностью Плутона и его атмосферой, являются свидетельствами геологической активности на планете. По мере удаления Плутона от Солнца на его 248-летней эллиптической орбите, он остывает, а летучие соединения вымораживаются из атмосферы и заледеневшими падают на поверхность планеты. Когда Плутон снова нагревается, метан, азот, одноокись углерода и другие химические вещества превращаются из поверхностного льда непосредственно в атмосферные газы. Снимки, полученные миссией New Horizons с высоким разрешением и опубликованные в Science в середине октября, выявили последствия этих сезонных процессов.
Светлое и обширное пространство, известное под названием Равнина Спутника, по-видимому, покрыто азотными глетчерами, которые, расползаясь, сглаживают кратеры, образовавшиеся от астероидных ударов. “Представьте себе попытку сделать дырку в желе”, — поясняет Хауэтт, отмечая, что лед в этой области необычайно мягкий, и такого нет нигде в Солнечной системе. Сразу за Равниной Спутника начинается темный, изрытый кратерами древний участок под названием Ктулху. Ученые полагают, что возраст кратеров здесь отсчитывается с первых бомбардировок астероидами тел молодой Солнечной системы и достигает 4 миллиардов лет. По мнению одного из авторов публикации планетолога Джеффа Мура (Jeff Moore) из Исследовательского центра Эймса при НАСА (NASA’s Ames Research Center), причиной темного цвета может быть метан, претерпевший химические преобразования в атмосфере. Подобно тому, как дующие на Марсе пыльные ветры создают песчаные моря, ветер на Плутоне может относить метан к экватору, где тот и оседает. Детальные снимки позволили по-новому оценить размеры карликовой планеты: диаметр Плутона составляет 2374 километра +/- 8 километров.