Все равно что спецназ. Инжиниринговый центр Физтеха выполняет неординарные задачи

Первый вопрос “Поиска” Тимуру Тавберидзе, генеральному директору Инжинирингового центра МФТИ по трудноизвлекаемым полезным ископаемым, можно сказать, лежал на поверхности: почему центр образован при Физтехе, а не при профильных университетах? Ответ оказался неожиданным и образным.
— Как правило, в армии различные рода войск действуют в своих четко обозначенных рамках, — объясняет Тимур Арсенович. — А есть еще спецназ, готовый решить практически любую, самую сложную задачу. Наш центр можно отнести именно к такому научному “подразделению”. Какими бы совершенными ни были существующие технологии, условия добычи и переработки углеводородного сырья и руды постоянно усложняются. Необходимо создавать еще более эффективные методы для работы в самых сложных условиях: на больших глубинах, при резком колебании температуры. Учитывая к тому же, что месторождения по большей части находятся в труднодоступных местах. Потому мы так и называемся: Инжиниринговый центр по трудноизвлекаемым полезным ископаемым. Он создан в конце 2013 года по инициативе Минобрнауки России и Минпромторга России.

Понятно, что сегодня слишком рано говорить об отдаче наших проектов, однако уже сейчас большая часть предложений центра используется и интегрируется в действующие на предприятиях рабочие схемы. Мы обсуждаем с компаниями новые совместные контракты, которые будут осуществлены после 2016 года. Значит, наш центр выбрал верный курс и движется в правильном направлении.
— Как, начав с чистого листа, взявшись за совершенно новую для Физтеха сферу деятельности, вам удалось так быстро освоить незнакомую тематику и предложить заказчикам то, что может потребоваться им в недалеком будущем?
— То, что вы задаете этот вопрос, означает, что МФТИ еще недостаточно активно пропагандирует собственные достижения. Ведь за многие годы вуз создал поистине уникальное собрание научно-технических решений, которые успешно осваивает реальный сектор экономики, включая непрофильные для прикладной физики отрасли. Наши научные разработки можно коммерциализовать, “привязав” практически к любым конкретным производствам. Это первое важное преимущество Физтеха. Второе. Мы готовим специалистов высочайшего класса. МФТИ — один из лучших вузов страны, недаром он имеет такой высокий рейтинг среди абитуриентов, и поступить к нам очень сложно.
Отличное знание базовых предметов, в первую очередь математики и физики, помогает студентам выработать аналитический склад ума, переводить на привычный язык алгоритмов самые сложные задачи, находить решения, удовлетворяющие, скажем, специалистов ядерной энергетики или нефтегазовой отрасли. Такова сильная сторона Физтеха — спасибо за это отцам-основателям вуза и действующему руководству, поддерживающему и развивающему “систему Физтеха”. По сложившейся традиции, выпускники получают глубочайшие фундаментальные знания в области математики, естественных наук уже во время обучения и одновременно готовят дипломные и диссертационные проекты и работают на базовых предприятиях, где могут применять полученные знания и внедрять свои предложения. Способность выпускников МФТИ к постановке и решению задач любой сложности, мобилизоваться для решения новых вызовов — это сама суть Физтеха.
В Инжиниринговом центре нам удалось собрать мощную команду, состоящую из разноплановых специалистов. У нас работают математики и химики, специалисты по добыче углеводородов, знатоки горного дела и инженеры. Такое сочетание квалифицированных кадров, собранных под одной крышей, думаю, найти не так просто. Задачи, за которые берется наша команда, чрезвычайно сложные, требуют творческого подхода и не предполагают тривиальных решений. Поэтому для анализа проектов на вооружение принят метод “мозгового штурма”.
Практически каждую неделю разработчики проектов выносят на общее обсуждение результаты исследований и разработок. Докладывают, что им удалось сделать, а что еще предстоит, с какими трудностями они столкнулись. В обсуждении участвуют практически все сотрудники вне зависимости от позиции в компании. И очень часто во время “штурма” рождаются самые неожиданные предложения, которые авторам даже не приходили в голову. Уже было несколько случаев, когда специалисты по добыче углеводородов высказывали идеи, которые брали на вооружение их коллеги — специалисты в области горно-обогатительного кластера. Вот что значит заинтересованный взгляд со стороны! А помогает знание физических и химических принципов, общих для самых разных направлений исследований.
— Какие конкретные задачи решает ваш центр?
— Известно, что отработанные десятилетиями технологии добычи углеводородов практически исчерпали свои возможности. Сложные условия залегания нефти и газа в доступных для разработки месторождениях требуют иных подходов, создания новых технологий. Например, Баженовская свита в Западной Сибири. Наш центр участвует в комплексном исследовании этого гигантского месторождения, простирающегося на миллионы квадратных километров. Открыто оно было еще в 60-е годы прошлого века, но до сих пор не создано эффективных технологий поиска, разведки, оценки запасов и разработки месторождений углеводородов Баженовской свиты. Проблема и в сложных условиях залегания нефти, и в неоднородном состоянии нефтеносного пласта, и в высоких внутрипластовых давлениях… Для разработки уникальных технологий образован консорциум, в который кроме Инжинирингового центра МФТИ, головного исполнителя проекта, входят такие вузы, как МГУ, Университет им. И.М.Губкина, Сколтех. Уверен, решение будет найдено — иначе мы не взялись бы за этот интереснейший проект.
— Помимо квалифицированных кадров центру, наверное, необходимо оборудование и приборы? Кто вас финансирует?
— Безусловно, такой сложный, объемный проект, как создание Инжинирингового центра, требует определенных инвестиций. На помощь пришло государство: ведь мы решаем задачи, важные не только для бизнеса, но и для государственных структур. Поэтому нашими заказчиками и инвесторами стали Министерство образования и науки и Министерство промышленности и торговли, справедливо ожидая, что вложенные в наш стартап инвестиции обязательно дадут отдачу. Эти передовые технологии и высокопрофессиональные кадры, которые мы готовим в центре, со временем смогут внести свой вклад в работу крупных добывающих компаний.
Сегодня наш центр располагает отличной научно-технической базой. А в недалеком будущем вуз предоставит в наше распоряжение пятиэтажный учебно-лабораторный корпус, строящийся сейчас на территории Физтеха. Студенты будут получать здесь не только глубокие фундаментальные знания, но и сумеют опробовать их на практике. Авторитет центра повысит и приглашение ученых с мировым именем прочитать у нас лекции, поделиться практическим опытом.
— А студенты идут к вам?
— Мы прикладываем немало усилий, чтобы сделать наш центр привлекательным в их глазах. Ведь за талантливых ребят нам приходится бороться с ведущими нефтегазовыми компаниями, многие из которых имеют в МФТИ свои кафедры. Но, считаю, у нас перед ними есть важное преимущество, поскольку наш центр требует от студентов поиска решений сложнейших, нетрадиционных задач. Ребята понимают, что здесь они могут стать высококлассными специалистами, что участие в наших перспективных проектах придаст колоссальный вес их будущим резюме. А то обстоятельство, что центр предъявляет очень высокие требования к кандидатам на работу и что в силу специфики мы не можем тратить много времени на обучение новичков, их не отпугивает. Естественно, вначале некоторые трудности при наборе у нас все же были. Однако в последнее время в центр пришло несколько очень талантливых и перспективных молодых людей. Есть у нас и аспиранты, магистранты, и выпускники, некоторые уже успели поработать в западных компаниях, но перешли к нам. Конечно, при подборе кадров центр не ограничивается одним Физтехом, из институтов и вузов мы приглашаем математиков и химиков, геофизиков и инженеров… Смело могу сказать: в нашем центре работают штучные специалисты. Тщательный подход к подбору сотрудников и их неоднородный состав позволяют нам достаточно быстро достигать необходимых результатов, рассматривая каждую задачу, как я уже говорил, с разных точек зрения.
— Каким вы видите Инжиниринговый центр в недалеком будущем?
— Рассчитываю, что наши усилия по созданию творческого коллектива единомышленников скажутся на качестве проектов, которые принесут добывающим компаниям ощутимую выгоду, а нам право гордиться выполненной работой. Сейчас в штате центра около 50 человек, и я не стремлюсь к значительному увеличению численности нашей команды. Хочу лишь, чтобы все сотрудники были специалистами экстракласса и, как бойцы спецназа, могли решать самые сложные, нетривиальные задачи.

Юрий Дризе
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

Нет комментариев