Переменчива комета - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Переменчива комета

Космический зонд Rosetta обнаружил на комете Чурюмова – Герасименко погоду. Подробности – в Tech Times.

Аппарат Европейского космического агентства (ESA) получил данные о суточном водно-ледяном цикле на поверхности кометы Чурюмова – Герасименко, связанном с ее вращением: небесное тело то оказывается под воздействием солнечного света, то в тени. Погодная система заключается в том, что лед на рассвете превращается в пар. Твердый лед на площади в один квадратный километр в районе перешейка гантелевидного тела кометы то появляется, то исчезает при каждом обороте. Открытие сделано посредством спектрометра Rosetta под названием VIRTIS, который собирает данные по трем каналам: в видимом, инфракрасном, а также температурном спектрах. Сообщение о нем публикует журнал Nature. “Подобный цикл мы наблюдали при вращении нескольких комет”, – приводит слова планетолога Марии Кристины Де Санктис (Maria Cristina De Sanctis) из Института космической астрофизики и планетологии (Institute for Space Astrophysics and Planetology) в Риме издание Tech Times. “Однако мы были удивлены, увидев столь явную зависимость появления и исчезновения льда от температурных условий и освещенности тела”, – отмечает исследовательница. Тепло солнечного света запускает сублимацию, при которой лед из своего замерзшего состояния переходит непосредственно в пар без промежуточной жидкой фазы. Примечательно, что, когда перешеек кометы снова оказывается в темноте, большая часть пара исчезает в космическом пространстве, а не оседает на поверхности в виде льда. “Как же тогда возрождается ледяной клочок?”, – задаются вопросом авторы.
Исследователи допускают, что слой поверхностного льда восстанавливается изнутри в силу того, что из недр небесного тела через трещины, образующиеся вследствие большой разницы температур между солнечной и теневой фазами цикла, может поступать вода. “То, что кометы содержат лед, не неожиданность, настоящей новостью стали прямые указания на поверхностную воду”, – говорит Холджер Сиркс (Holger Sierks) из Института исследований Солнечной системы Макса Планка (Max Planck Institute for Solar System Research) в Геттингене. По данным Rosetta, водный лед составляет от 10 до 15 процентов поверхностного вещества кометы, но он перемешан с другими компонентами. На таких кометах, как комета Чурюмова – Герасименко, сублимация происходит постоянно, и в конце концов вся имеющаяся вода будет израсходована, считает Сиркс. “То, что мы наблюдаем сегодня, это остатки множества прежних обращений небесного тела, – поясняет ученый. – За тысячу оборотов вся вода закончится”. Результаты исследования последних данных зонда Rosetta одновременно с публикацией в журнале были представлены на Европейском конгрессе планетологов в конце сентября во французском Нанте.