В параллельных мирах, как поступают в вузы… В нынешнем году наша страна в 50-й раз отмечает День учителя.

В нынешнем году наша страна в 50-й раз отмечает День учителя. Юбилейный профессиональный праздник — хороший повод для общения с теми, на кого ложится основная ответственность за интеллектуальное развитие и воспитание молодежи. Мы решили встретиться с руководителями средних учебных заведений, которые целенаправленно готовят ребят к поступлению в вузы, и выведать секреты их работы.

“Целый час мы разговаривали по-английски, а потом нам нужно было выполнить задания”, — рассказывает старшеклассница своей подруге, вспорхнув на ступеньки главного входа в здание московской гимназии №1534. Группа мальчишек, смеясь и громко болтая, прикатила на скейтбордах, оставила их прямо у входа и скрылась за дверями школы. Ученики и учителя улыбаются и шутят, и совершенно не заметно, что в стенах здания идет напряженная мыслительная работа. Со стороны все выглядит легко и демократично. Встреча с директором гимназии №1534 Почетным работником общего образования РФ Ольгой Шейниной подтверждает ожидания: главное здесь действительно атмосфера. Доброжелательная, дружеская и творческая.

— Ольга Семеновна, ваши подопечные углубленно изучают очень сложные предметы: математику, физику, химию. Но у меня не возникает ощущения, что они задавлены чрезмерной нагрузкой. Как удается создать такую гармоничную обстановку?
— Важно, чтобы ребенок приходил в школу не только для того, чтобы учиться. Он проводит здесь значительную часть своего времени, и ему должно здесь нравиться. У нас действительно интересно, и даже когда ребята по разным причинам переходят в другие учебные заведения, они очень часто возвращаются, чтобы принять участие в наших внеклассных мероприятиях. А их в нашей школе проходит очень много.
Так, например, несколько лет подряд мы проводим выездные лагеря для детей, которых готовим к олимпиадам. Во время осенних и весенних каникул снимаем на неделю корпуса в детских лагерях. Там наши учителя проводят занятия по математике, информатике, физике и другим предметам. Первую часть дня мы посвящаем подготовке к олимпиадам, а вторую — развлечениям. Ребята играют в футбол, волейбол, плавают в бассейне. Им нравятся эти поездки.
— У гимназии креативный сайт, который называется “Параллельные миры”. Откуда такое название?
— Так называется выездной зимний интеллектуальный лагерь для 300 старшеклассников. Это название точно характеризует нашу гимназию в целом, поскольку мир детей и мир взрослых — учителей, родителей, выпускников — пересекаются в плоскости науки, творчества, спорта. Четыре дня, которые ребята проводят в “Параллельных мирах”, — событие для всех нас. В нынешнем году это мероприятие будет проходить в 12-й раз. У него всегда есть сценарий, который базируется на какой-нибудь литературной основе. Ребята заранее читают книги, готовят спектакли, в итоге получается очень интересно.
Каждый год мы приглашаем в зимний лагерь известных ученых, выдающихся деятелей науки, культуры, музыкантов, поэтов, космонавтов, и они делятся с ребятами своими знаниями и жизненными историями. Школьники с удовольствием слушают их лекции. А потом участвуют в математических регатах, физбоях, химических и биолого-географических КВН, в “Колесе истории”, литературных играх, лингвистических конкурсах. Большой популярностью пользуются традиционные балы, которые мы проводим в эти дни. К ним школьники готовятся заранее: разу-чивают танцы, шьют костюмы. Выездные лагеря позволяют ребятам прекрасно социализироваться в школьном коллективе и раскрепоститься.
— Какие они, современные дети? Отличаются ли от тех, кто учился в школе несколько десятилетий назад?
— Да, они другие. Они стали меньше читать, работать с текстами, научными источниками — в некотором смысле, утратили основательность. Но ведь и темп жизни изменился, и число источников информации возросло невероятно. Каждые 10 лет количество информации, получаемой школьниками, удваивается. Им приходится ориентироваться в этом информационном море, выбирать достоверное, нужное и важное и отсеивать ложное и второстепенное. И без помощи опытного лоцмана — учителя — тут не обойтись. Дети, живущие в цифровом мире, легче осваивают информационные технологии, но они скользят по поверхности потока, у них возникает иллюзия всезнания, и задача учителя — задать нужный уровень глубины.
— Чем отличается программа обучения в гимназии от программы обычной общеобразовательной школы?
— Углубленное изучение предметов у нас начинается с 5 класса: в одних классах увеличивается количество часов по математике и вводится курс “Спецматематика” (решение олимпиадных задач), в иных делается упор на естественные науки. В лингвистических классах добавляется второй иностранный язык и преподаются риторика и зарубежная литература. Для желающих есть обычные общеобразовательные классы.
А в этом году мы впервые набрали класс младших кадетов. Он ориентирован на подготовку военных переводчиков, поэтому у них больше иностранного языка, больше часов на историю, усилено военно-патриотическое воспитание. Детям нравится, они ходят в форме (и девочки, и мальчики), их приучают к порядку.
С 8 класса мы формируем предпрофильные классы. Математика изучается по 8 часов в неделю в небольших группах, на которые разбивается каждый класс. К углубленной математике добавляются либо физика, либо химия и биология. У нас есть также классы социально-экономического профиля. Там ребята, как правило, нацелены на поступление в МГИМО. Мы сотрудничаем с этим вузом, заинтересованным в абитуриентах из нашей гимназии.
После 9 класса дети сдают четыре экзамена, чтобы поступить в профильные классы: физико-математический, химико-математический, социально-экономический. После 10 класса у всех обязательная летняя профильная практика: с 1 по 11 июня они делают лабораторные работы, ходят на экскурсии в университеты, с которым мы сотрудничаем, — МИФИ, Физтех, МГТУ им. Н.Э.Баумана, другие. Сейчас создаем инженерный класс.
— Этим сотрудничество с университетами, наверное, не ограничивается?
— Мы приглашаем профессоров из упомянутых вузов читать в гимназии лекции. Например, из МИФИ к нам долгое время приезжала специалист по теплотехнике профессор Ольга Викторовна Митрофанова. Каждый год на нашу традиционную гимназическую научную конференцию, проходящую в январе, мы обязательно приглашаем преподавателей вузов. Они знакомятся с проектами, которые подготовили наши ребята со своими педагогами, участвуют в их экспертной оценке, присутствуют на защите.
А еще у нас налажены очень тесные связи с Российской академией наук. Каждое лето мы стараемся вывозить детей на экскурсии, Президиум РАН помогает нам в организации таких мероприятий. Были на учебных экскурсиях в Специальной астрофизической обсерватории РАН (САО РАН) в поселке Нижний Архыз (Карачаево-Черкесия), проходили эколого-географическую практику на базе Байкальского института природопользования РАН (Улан-Удэ, Республика Бурятия). Этим летом был открыт новый научный маршрут: будущие десятиклассники проходили биологическую практику в Никитском ботаническом саду — Национальном научном центре Республики Крым.
— Кто помогает ребятам готовить научные проекты для конференции? Принимают ли в этом участие известные ученые и преподаватели вузов?
— Нет, всю эту работу проводят наши учителя своими силами. У нас очень сильные, хорошие учителя. В коллективе есть несколько физиков — кандидатов наук, много мужчин. Несколько человек тоже когда-то работали в вузах, но мы их потихонечку перетянули к себе на постоянную работу.
Вообще у нас дружный и слаженный коллектив. Если кто-то приходит сюда, то, как правило, остается здесь на всю жизнь. Я и сама окончила эту школу, потом отучилась в институте, пришла обратно в 1984 году учителем математики и работаю по сей день. Пятый год я директор этой школы.
Конечно, работать у нас непросто. Когда началась реорганизация образовательных учреждений, не все учителя из других школ хотели вливаться в наш коллектив. Некоторые даже писали письма в разные инстанции и жаловались, что здесь их заставляют летом решать задачки. Отчасти это имеет под собой основание. Учитель, который не готовится к урокам и не решает задачи, будет отставать от времени, а это недопустимо. Так что решать приходится.
— Какой процент поступивших в вузы среди ваших учеников?
— Поступают все 100%. Самой большой популярностью пользуются МГУ, Физтех в Долгопрудном, Бауманка, МИФИ. В этом году много ребят поступили в МГИМО, ВШЭ. Вот только-только опубликован свежий “Рейтинг школ для поступления в лучшие вузы России”, в нем названы 200 российских школ, из которых 93 — московские. Мы занимаем 27-ю позицию, и это не может не радовать.
— Родители как-то помогают школе в подготовке ребят?
— Главная их помощь — создание настроя, общей атмосферы в семье. Важно, чтобы родители были уверены в том, что знания — это хорошо, а школа — место, где детям желают добра. Ребята наверняка это почувствуют. Нам не нужно, чтобы родители сами учили своих детей. Общая обстановка в семье и отношение к учебе — гораздо более ценные вещи.
— Благодарю за интервью. С наступающим Днем учителя!
— Спасибо!

Елена МОРГУНОВА
Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА

 

Научить учиться

 
Чем живет в канун Дня учителя школа, чьи выпускники имеют сегодня наибольшие шансы поступить в ведущие университеты страны? На сайте московского лицея №1580 при МГТУ им. Н.Э.Баумана среди главных новостей — проведение Турнира имени М.В.Ломоносова для 11-классников и авторский директорский семинар “Инженерная школа: идея, реализация, перспективы” с мастер-классами для учителей-предметников. Самое продуктивное, по версии агентства RAEX (Эксперт РА), учебное заведение страны не перестает совершенствовать педагогическую работу, и это приносит плоды: 93 его выпускника недавно стали студентами в результате победы в Бауманской олимпиаде “Шаг в будущее”. В чем секрет успеха лицея? С этого вопроса началась наша беседа с его директором Сергеем Граськиным.

— Для того чтобы в этом разобраться, нужно вернуться в 1989 год, когда приказом Департамента образования Москвы при Московском государственном техническом университете им. Н.Э.Баумана была создана наша специализированная школа. Тогда мы принимали ребят только старших классов. Вскоре нам стало понятно, что просто насыщать ребят знаниями недостаточно, необходимо создать такую систему, которая могла бы научить их учиться. Причем так, чтобы они смогли не только поступить в вуз с повышенными требованиями, но и успешно продолжили в нем учебу.
— С чего начинали?
— Конечно, с программ. Сегодня наша система преподавания базируется на нескольких “китах”. Первый — это учебный физико-математический план. В нем примерно половину программ составляют профильные предметы: физика, математика и информатика. Второй — широкая сеть внеурочной деятельности, дополнительное образование. Дать ребенку хорошие знания и научить его впредь добывать их самостоятельно можно не только на уроке. Стараясь сделать так, чтобы у каждого из ребят появилась потребность развиваться и совершенствоваться, мы разработали большой перечень факультативов и спецкурсов. Каждый из учеников самостоятельно выбирает, что ему нужно.
Кроме того, мы внедряем педагогические технологии высшей школы — это наш третий “кит”. Конечно, можно добиваться хороших результатов, опираясь только на опыт школьного учителя, но ведь работа лицея строится по принципу тесной интеграции с университетом. Из 168 наших учителей около 90 — вузовские преподаватели с двух ведущих кафедр Бауманки. Это математики, физики, специалисты в области информатики, причем люди, выбранные не случайно. Школьник — не студент, и подходить к нему нужно по-другому. Сейчас мы набираем и семиклассников, а у них своя психология. Поэтому в лицей приходят педагоги, понимающие, что будут работать со школьниками, и умеющие это делать.
— Но дело, наверное, не только в кадрах?
— Когда нет специалистов соответствующего уровня, то нет и результата. У нас они есть. Но, конечно, эффективную систему не построить и без хорошего методического обеспечения. Нельзя работать только по федеральной программе, всегда есть особенности, связанные и со специ-фикой подготовки, и с обучающимся контингентом. Необходимо продумывать, как излагать материал, и выстраивать систему промежуточного контроля. Без нее также желаемого результата добиться сложно.
— Какие дети учатся в лицее? Сложно к вам попасть?
— Для отбора мотивированных ребят мы создали специальную отборочную приемную комиссию со своими методическими отделами. Почти как в вузе. В течение года лицей проводит Дни открытых дверей, работают подготовительные курсы. При этом каких-то конкретных требований к поступающим у нас нет, как и нет задачи набрать только суперодаренных. Конечно, такие среди учащихся есть, но мы принимаем всех, кто сможет освоить лицейскую программу. Наша формула проста: если ребенок пришел учиться в лицей, значит, он уже в стенах Бауманки. Поэтому мы, прежде всего, пропагандируем профориентационные мероприятия на базе университета.
— И все-таки, будущий лицеист должен обладать продвинутыми знаниями?
— Базовые знания по физике, информатике и математике необходимы, но в то же время школьник должен понимать, что эти предметы предстоит усиленно изучать. Система отбора четкая: старшеклассники пишут работы, которые мы шифруем, проверка обезличенная, проводится по определенным технологиям. Апелляция для желающих — обязательна. Все в равных условиях.
— Как выстраивается система профориентации в лицее, работающем “бок о бок” с университетом?
— Конечно же, совместно с Бауманкой. У нас есть спецкурсы, связанные с профессиями, — это, практически, введение в специальность. На своей базе мы не можем создать, например, центр по нанотехнологиям, но зато можем привести учащихся в вуз, где для них открыты все лаборатории. Это не массовые мероприятия, но если 30 детей выберут определенный спецкурс, то они будут посещать лаборатории постоянно.
Кстати, у всех лицеистов есть пропуск в университет. Они могут пользоваться информационными ресурсами вуза, библиотеками, например, когда работают над проектами. Еще один элемент профориентации — участие в олимпиадах “Шаг в будущее”.
Обязательна для всех наших учеников 70-часовая практика на базе университета. Все одиннадцатиклассники имеют возможность ознакомиться с его лабораториями. Кроме того, мы возим лицеистов в Дмитровский филиал, где на полигоне и стартовых комплексах проводятся реальные эксперименты. Таким образом школьники приобщаются к миру технологий.
— Все ваши выпускники идут в Бауманку?
— В этом году из стен лицея вышли 352 одиннадцатиклассника. Из них студентами-бюджетниками МГТУ им. Н.Э.Баумана стали 217 наших лицеистов, в другие вузы поступили 85 человек.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото автора

Нет комментариев