Иная дидактика. Школьников научат разной математике

Уже в течение месяца школьные учителя по математике готовят детей по новым, практико-ориентированным программам. Математическое образование претерпевает сегодня реальные изменения, а происходят они благодаря Концепции развития математического образования в РФ. Утвердили документ еще в конце декабря 2013 года, и на днях первые результаты его реализации специалисты обсудили на круглом столе в МИА “Россия сегодня”.

Поставленная в концепции цель состоит в том, чтобы вывести российское математическое образование на лидирующие мировые позиции. Заместитель директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ Алексей Благинин напомнил, что предполагается введение программ для нескольких уровней подготовки одаренных детей. Он отметил также, что работа по повышению уровня массового математического образования требует серьезной методической поддержки. Кроме того, переход общеобразовательных школ на новые примерные образовательные программы означает, что и преподавать теперь следует по-новому.
— В соответствии с планом реализации концепции, в этом году каждый десятый учитель должен закончить курсы повышения квалификации по вопросам структуры и содержания математического образования, — сообщил Алексей Благинин. Он также рассказал, что после того, как большинство педагогов пройдут обучение, эксперты отберут лучшие практики со всех регионов страны. На их базе будет разработана типовая обязательная программа повышения квалификации для учителей математики. В планах у разработчиков концепции — создание некоего инструмента, который позволит каждому преподавателю создавать свою собственную рабочую программу по математике при опоре на базовую.
Одно из нововведений этого года — два уровня ЕГЭ по математике. Выпускник школы впервые мог выбирать, какой вариант экзамена ему сдавать — базовый или профильный.
— Двухуровневый ЕГЭ позволяет уйти от ряда сложностей, — считает директор Центра педагогического мастерства Иван Ященко. По его мнению, изменилась ситуация, в которой все школьники были вынуждены учиться по единым материалам, независимо от того, какая им нужна математика. Он также отметил, что теперь стало возможно преодолеть формализм в преподавательской деятельности.
— К сожалению, как показало национальное исследование качества образования в 2014 году, большинство уроков по математике сводилось к имитации, особенно в старшей школе, — констатировал директор. — Половина уроков превращалась в формальное прохождение программы. Мы до сих пор пытаемся учить всех всему, надеясь, что авось кто-нибудь что-нибудь выучит. Этот подход, конечно, давал определенные результаты, но также и воспитывал во многих отвращение к математике.
“Перезапуск” математического образования за два-три года позволит заметно улучшить его качество, считают эксперты. Открытые банки задач, всероссийские проверочные работы, которые будут проведены в школах уже в этом году, — все это пойдет математике на пользу.
Еще одно новшество — создание в рамках реализации концепции международных центров в математической области.
Как сообщил директор Департамента науки и технологий Минобрнауки РФ Сергей Салихов, они откроются на базе вузов и научных институтов ФАНО. Там будут проводиться фундаментальные поисковые исследования и создаваться среда, которая позволит вовлечь в эту работу максимальное число молодых ученых и преподавателей университетов. Для наблюдения за деятельностью центров создан координационный совет, в него вошли три лауреата Филдсовской премии — Максим Концевич, Андрей Окуньков и Станислав Смирнов, другие видные российские и зарубежные ученые. Совет будет рассматривать кандидатуры на должности директоров международных математических центров, строить их стратегию и оценивать результаты деятельности. И это еще не все.
В начале октября 2015 года Минобрнауки запускает программу отбора и поддержки так называемых федеральных профессоров в области математики. Ученые, достигшие высоких результатов, смогут на конкурсной основе занять в ведущих вузах, подведомственных министерству, индивидуальные профессорские позиции на срок до пяти лет с возможностью его продления. По словам Сергея Салихова, платить им будут хорошо: минимальный уровень — “четыре средних зарплаты по экономике”.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев