Вирус не мерзнет

Новый гигантский вирус выделен из вечной мерзлоты. Судя по особенностям его проникновения в одноклеточный организм, людям он не угрожает. Об этом сообщает Science Recorder.

Источником очередного доисторического вируса стал тот же 30-тысячелетний образец промерзлого грунта, что хранил описанный ранее Pithovirus sibericum. С 2003 года учеными обнаружено уже четыре “мерзлых” древних вируса. Новый экземпляр дополняет картину вирусной эволюции. Вирус, о котором французские исследователи микробов вечной мерзлоты под руководством Жана-Мишеля Клавери (Jean-Michel Claverie) и Шанталь Абержель (Chantal Abergel) из Университета Экс-Марсель (Aix-Marseille University) сообщают в сентябрьском номере журнала Proceedings of the National Academy of Sciences, назван Mollivirus sibericum. Это почти сферическая частица длиной в шесть микрометров. В геноме молливируса 650 тысяч пар оснований, которые кодируют более 500 белков. В отличие от описанного ранее питовируса он размножается не в цитоплазме, а внутри ядра питающей его одноклеточной амебы, являясь, таким образом, еще более зависимым от хозяина патогеном, подобно малым вирусам.
Семейство гигантских вирусов из вечной мерзлоты паразитирует в одноклеточных амебах, вероятно, потому, что в них легко проникать — от вируса не требуется для этого никаких специальных приспособлений. Свою пищу амеба поглощает из окружающей среды посредством фагоцитоза: клеточная мембрана амебы образует так называемую “пищевую чашечку” и захватывает плавающие поблизости частицы и мельчайшие организмы. Человеческие и животные клетки таким образом пищу из внешней среды не поглощают, следовательно, вирус, не обладающий специальными тактиками проникновения, для нас должен быть безопасен, считают ученые. Однако прежде чем оживлять этот микроб для исследований, они намерены подтвердить, что высшие млекопитающие к нему невосприимчивы.
“Нескольких вирусных частиц, если они сохранили инфекционность, может быть вполне достаточно для того, чтобы в присутствии восприимчивого хозяина ожили потенциально патогенные вирусы”, — приводит слова Клавери издание Daily Times. Очередное открытие французских вирусологов указывает на то, что гигантские вирусы не такая уж редкость и они достаточно разнообразны. Кроме того, способность вирусов сохраняться в вечной мерзлоте столь долго может быть присуща самым разным типам этих микробов.
Образцы сибирской вечной мерзлоты, с которыми работает французская группа, предоставлены российскими коллегами из Института физико-химических и биологических проблем почвоведения РАН в Пущине. Первый, обнаруженный в 2003 году вирус назван Mimivirus, еще о двух, объединенных под названием Пандоравирусы, сообщалось в 2013 году, в 2014-м открыли крупнейший до сегодняшнего дня питовирус.