А по-нашему — содружество. Консорциум аэрокосмических вузов России выбирает сотрудничество.

Что есть в печи, все на стол мечи. В Казанском национальном исследовательском техническом университете им. А.Н.Туполева — КАИ руководствуются этой пословицей при приеме гостей. Угощают щедро, от души. Мы убедились в этом, когда на два дня сентября в расписании вуза пришлись завершение I Всероссийского инженерного фестиваля, празднование годовщины создания Германо-Российского института новых технологий и совещание Консорциума аэрокосмических университетов РФ.

Участники всех этих событий, юные, зрелые и маститые, — будущие и нынешние студенты КНИТУ-КАИ, оте­чественная и зарубежная профессура разных поколений — не раз пересекались в коридорах вуза, но все вместе встретились утром пятницы на… ипподроме Казани. Там на фоне гарцующих вдали на просторе скакунов немецкие друзья устроили театрализованную  демонстрацию знаменитого эксперимента их соотечественника физика Отто фон Герике под названием “Магдебургские полушария”.
Все мы когда-то видели картинку, как лошади тащат в разные стороны две медные полусферы, плотно сжатые вместе, с выкаченным из получившегося шара воздухом, и не могут разъять их… А тут тянули их, как и в XVII веке у Отто фон Герике, сначала люди — лицеисты инженерного интерната КНИТУ-КАИ, а затем — несколько пар лошадей, арендованных у ипподрома. С трибун за представлением, доказывающим наличие и немалую силу атмосферного давления на Земле, наблюдали с восторгом школьники, а взрослые улыбались, ностальгически вспоминая годы, когда сами постигали “занимательную физику”. Как и полагалось, даже доведя количество лошадей до 16, экспериментаторам не удалось разъять полусферы. И только доктор наук ректор КНИТУ-КАИ Альберт Гильмутдинов сделал это с легкостью, повернув краник и пустив в пространство между полусферами воздух. Давление внутри и снаружи сравнялось — и шарик, громыхнув цепями, распался на половины. Ректор, весьма к месту, тут сообщил, что физику знать полезно, что будущих авиаторов с удовольствием примут в инженерный лицей КНИТУ-КАИ, а выпускников вуза ждет прекрасное будущее, так как они получат добротное образование.
Покидая ипподром, и взрослые, и дети толпились возле выставленных у входа вертолета ANSAT, КАМАЗа, мудреного робота и пары миниатюрных самолетов. Один из них, напоминающий мультяшную стрекозу, весит всего 130 кг… Наглядная демонстрация возможностей инженерной мысли КНИТУ-КАИ и их партнеров. Даже участники совещания Консорциума аэрокосмических вузов РФ задержались возле этих экспонатов и потом долго обсуждали перспективы подобных машин.
Совещание консорциума началось с проверки “домашнего задания”. Алексей Лютов, проректор по научной и инновационной деятельности Уфимского государственного авиационного технического университета, первым вышел “к доске”, чтобы отчитаться, что сделано для создания электронной библиотечной системы консорциума. Идея единого библиотечного ресурса аэрокосмических вузов родилась больше года назад, координатором проекта — организационным и техническим — выбрали УГАТУ, команда которого с энтузиазмом взялась за создание межвузовского центра компетенций по использованию библиотечных систем. Провели анкетирование, проанализировали информационные и библиотечные системы участников консорциума, доработали платформы, разработали прототип нового библиотечного портала. Дальше нужно согласовать тематику изданий, которые планируется включать в электронную коллекцию, и приступать к созданию полнотекстовых ресурсов. Работа, по сути, началась, профессор Лютов даже продемонстрировал статистику обращений к этой тестовой электронной библиотеке. Более всего обращений к ее ресурсам было из Уфы и Казани, даже из-за рубежа, а из Питера — ни одного. Не нужно? Нужно, но именно УГАТУ и КНИТУ-КАИ загружают в библиотеку свои электронные ресурсы, а остальные пока медлят.
Конечно, у всех хватает других работ, за невыполнение которых начальство наказывает, а тут дело благое, но добровольное…
Алексей Лютов предложил строго договориться о 20 процентах передачи публикуемых открытых ресурсов — все журналы, методические пособия вуза — члена консорциума за пять последних лет. Мол, если страны ОПЕК договариваются, сколько нефти выводить на рынок, то и нам следует. Если внутри вуза есть силы сделать самостоятельно вклад в е-library консорциума, отлично, если нет, можно заключить договор с компанией ООО “Библиотечные системы”. Обойдется недорого.
Но заместитель проректора по научной работе Московского авиационного института Александр Раздолин засомневался. Мол, открыв доступ к своим материалам, мы рискуем выйти в поле, где неясны правовые основы включения полнотекстовых изданий авторов в электронную коллекцию. И въедливо уточнил, что “не проценты “открытости” надо устанавливать, чтобы дальше развивать электронную библиотеку консорциума, а разработать нормативно-регламентирующую документацию на все процессы”.
Вот тут-то и начался спор, как достичь взаимного творческого обогащения без судебных разборок. Договорились, что, внося материалы, вуз будет заключать с авторами работ соглашения на неисключительные права пользования их текстами. И этими договорами закреплять возможность выставить методички, статьи и прочие материалы в открытый доступ. А е-library консорциума заключит с каждым вузом отдельное соглашение о том, что если возникают проблемы, то они — вуза, передавшего конкретный материал, а не всего консорциума.
Совершенно логично дальше разговор пошел о способах повышения публикационной активности. Участвуя в Проекте 5-100, Самарский государственный аэрокосмический университет накопил здесь некий опыт, которым и поделился. Как сообщил Альберт Гареев, начальник отдела сопровождения научных исследований, в СГАУ создали центр, которому вменили в обязанность способствовать повышению числа публикаций, правильному выбору журналов с соответствующим реноме — ведь Минобрнауки даже наказывает вузы Проекта 5-100, если их ученые печатаются в низкоцитируемых изданиях. Сотрудники центра помогают с переводом статей на английский язык, с оформлением их в рамках международных требований, следят за правильностью предоставления исходящих данных.
Для этого, кстати, сообщил проректор по учебной работе СГАУ Валерий Матвеев, предварительно пришлось проделать колоссальную работу во всех базах данных WoS по приведению названий университета (12 вариантов обнаружилось!) к одному-единственному. После того как привели название вуза на английском языке в порядок, рейтинговая система стала четче отслеживать публикации и показатели вуза улучшились. Еще этот отдел взялся за продвижение журналов, выпускаемых СГАУ, в список изданий Scopus. Тут, кроме качества статей и правильности их оформления для подачи в журналы, требуется достичь географического разнообразия авторов и экспертов. Одной Самарой не обойдешься. Кропотливая, пошаговая работа.
Но члены консорциума — люди опытные, им важны подробности. Ректор Ульяновского госуниверситета Б.Костишко поинтересовался: как в СГАУ стимулируется публикационная активность? Оказалось, учитывается по балльной системе, в зависимости от рейтинга журналов, частоты публикаций, и вырастает в премию, примерно до 10 тысяч рублей за статью.
— А как наращиваете сотрудничество с зарубежными коллегами? — не отставал от докладчика Юрий Логинов, проректор по научной и инновационной деятельности Сибирского государственного аэрокосмического университета им. академика М.Ф.Решетнева. — Ваша Самара да наш Красноярск по притягательности не Питер, “возвращенцами” отчитываетесь?
Оказалось, нет. Во-первых, стараются участвовать в мегапроектах, типа исследований ЦЕРН, создания наноспутников разной целевой направленности — международная масштабная тематика быстро пробивает себе дорогу в журналы. Во-вторых, ставку делают не на россиян, когда-то уехавших в зарубежные исследовательские центры, но теперь согласившихся вернуться в родные пенаты, а на защитившихся в ведущих иностранных вузах канадцев, индусов, бразильцев. В прошлом году СГАУ привлек таковых 8 человек, в нынешнем — 15. При отделе кадров создали Центр управления персоналом, где кропотливо по публикациям выбирают иностранцев, находят их, заключают с ними договоры на 6 месяцев. Хотя, если бы позволяли наши правила, могли бы даже на 2-3 года — для зарубежной профессуры и постдоков это признак стабильности положения. Еще возникают проблемы, которые надо разрешать внесением поправок в федеральное законодательство. Например, надо наделить научных работников правом осуществлять преподавательскую деятельность, а пока, получая визу, они вынуждены указывать либо ту, либо другую деятельность. Надо вносить изменения в Трудовой кодекс, чтобы разрешить дистанционную работу по контракту. Дешевле обойдется, быстрее будет выполнена.
Пообсуждав эти проблемы, решили от имени консорциума обратиться в Минобрнауки с просьбой увеличить в ФЦП количество одно-двухгодовых, ценой в 400-500 тысяч рублей, проектов, где руководителями выступали бы аспиранты. Такие были в ФЦП, а сейчас исчезли. Они позволили бы аспирантам оставаться в вузе, расти как ученым, не уходя на подработку на сторону. Ведь сейчас повышенные стипендии студентам можно дать, а аспирантам — нет. Надо разрешить эту проблему хотя бы для будущих активных исследователей.
— Особенно если аспирант приходит с предприятия, — подчеркнул проректор по учебно-воспитательной работе Санкт-Петербургского госуниверситета аэрокосмического приборостроения Виктор Боер.
Свой поворот теме придал проректор по научной и инновационной деятельности ­КНИТУ-КАИ Сергей Михайлов, предложивший создать открытую электронную базу научного оборудования, которым могли бы воспользоваться молодые ученые и аспиранты.
— Лучше по сетевой системе, — уточнил представитель МАИ, вице-президент консорциума Андрей Кибзун.
И тут же выяснилось, что сетевой подход требуется и для организации системы научного консультирования и стажировок внутри консорциума. Ее можно наладить, скажем, по квоте два человека в год. Где деньги взять на это? Можно обмениваться молодыми учеными и аспирантами, привлекая их, пусть на непостоянной основе, на полгода-год, в лучшие центры вузов консорциума. При этом потребуется некое социальное обеспечение, предоставление временного служебного жилья? Конечно, но каждый вуз все равно вынужден решать эти проблемы для приема иностранных или ведущих ученых из других университетов. Надо взять за правило решать проблему и для аспирантов, ибо они — будущее вуза, да и всей аэрокосмической отрасли.
Еще Михайлов напомнил о специфике создаваемой на базе РИНЦ совместной электронной базы журналов консорциума:
— В РИНЦ есть лишь аннотации статей. Хочешь прочесть? Купи, как минимум. Но заставить наших преподавателей покупать нереально. Поэтому сегодня надо создать бесплатную полнотекстовую базу нашего консорциума из публикаций всех 10 входящих в него университетов, да привлечь еще туда, например, МГТУ им. Н.Э.Баумана. Переговоры уже велись, они — “за”. Тогда даже между нашими вузами увеличится число ссылок и вырастет цитирование. Сейчас требования по публикациям присутствуют во всех программах, учитываются при экспертизе на финансирование, открытии диссертационных советов и оценке их работы, аттестации научно-преподавательского работника, поэтому создание такой базы становится актуальной и приоритетной для нас задачей. Сетевое взаимодействие надо использовать и в НИОКР. Давайте объединяться по направлениям ФЦП, где нужны индустриальные партнеры, значима поддержка технологических платформ. А для этого нужно собирать нашу общую базу индустриальных партнеров, технологического оборудования и инновационной инфраструктуры. Тогда мы смогли бы выигрывать в совместных проектах. Везде лучше объединить усилия, чем тащить повозки каждому по отдельности.
— Вот говорим: консорциум, — невольно подвел итог совещанию Алексей Лютов, — а мне все хочется сказать: содружество. Не синоним, но по смыслу ближе идее нашего объединения. Ведь смысл сообщества в движении вперед, а быстрее и увереннее двигаться вместе.

Елизавета ПОНАРИНА
Фото автора

Нет комментариев