Выходи, Леопольд!

Изменив всего лишь один ген, ученые сделали мышей более сообразительными и бесстрашными перед кошками. С подробностями — ScienceNews.
В августовском номере журнала по нейропсихофармакологии (Neuropsychopharmacology) группа исследователей из Университета Лидса (University of Leeds) в Великобритании и Больницы Маунт-Синай (Mount Sinai Hospital) в канадском Торонто опубликовала результаты работы, которая может привести к созданию новых средств лечения возрастных когнитивных нарушений и прочих ментальных недугов. Речь идет, в первую очередь, о болезни Альцгеймера и шизофрении. Ген, который изменили экспериментаторы, ответственен за подавление активности фермента под названием фосфодиэстераза-4В, присутствующего во многих органах, включая головной мозг. “Когнитивные нарушения в настоящее время плохо поддаются лечению, и потому я был поражен, когда в нашей работе на мышах фосфодиэстераза-4В показала себя как многообещающая мишень для потенциальной терапии”, — цитирует руководителя исследования Стива Клапкота (Steve Clapcote) из Университета Лидса портал PsychCentral. В экспериментах авторов мыши с измененным геном ингибитора фосфодиэстеразы демонстрировали повышенные когнитивные способности. Они быстрее обучались, надолго запоминали события и выполняли сложные упражнения лучше, чем обычные лабораторные мыши. В частности, такие “мозговитые” мыши лучше узнавали других мышей, которых впервые увидели накануне. Кроме того, они быстрее учились находить скрытую платформу в известном тесте для исследования пространственной памяти и процесса обучения у грызунов под названием “Водный лабиринт Морриса”.
Лабиринт Морриса представляет собой бассейн, наполненный подкрашенной водой. В одной из его четвертей ниже уровня воды находится платформа, которую животное, оказавшись в воде, то есть в стрессовой для него ситуации, в первый раз находит случайно, но потом обучается находить платформу при помощи пространственной памяти и выбираться на нее уже самостоятельно. В других тестах генетически измененные мыши меньше реагировали на пугающие других мышей события, например на запах кошачьей мочи, и вообще были более спокойными. Они проводили больше времени на открытых и освещенных пространствах в отличие от обычных мышей, предпочитающих темные укрытия. По мнению соруководителя исследования канадского психиатра Александра МакГирра (Alexander McGirr), в будущем препараты, нацеленные на повышение активности фосфодиэстеразы, могут стать средством для улучшения качества жизни людей с нейрокогнитивными поражениями и хроническим беспокойством, а также использоваться в курсовом лечении после травматических событий.

Нет комментариев