Без права на провал. От участников международных олимпиад школьников ждут только побед.

Министерство образования и науки РФ считает систему олимпиад школьников одним из ключевых направлений работы по выявлению и поддержке интеллектуально одаренной молодежи и намерено активнее содействовать ее развитию. Об этом в ходе пресс-конференции в МИА “Россия сегодня” заявила директор Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобр­науки РФ Анастасия Зырянова (на снимке). Всероссийская олимпиада школьников охватывает наиболее массовую часть учащихся, на настоящий момент — порядка 60% (около 6 млн). Из победителей и призеров заключительного этапа этих соревнований, проводимых по 21 предмету школьной программы, после тщательного отбора формируются команды из нескольких человек, представляющих нашу страну на международных олимпиадных состязаниях. За последние пять лет вышеназванные титулы завоевали порядка 7,5 тысячи участников. По данным директора департамента, наиболее успешны в отборе и подготовке юных талантов такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Башкортостан, Татарстан, Удмуртия, Пермский край, Кировская, Свердловская, Челябинская, Новосибирская и Московская области.
Очевидно, что потенциальных медалистов у нас немало, да и результаты стабильны: с 2008 года российские команды в совокупности набирают на международных олимпиадах от 35 до 39 медалей ежегодно, как правило, занимая в неофициальных зачетах высокие места. В 2015 году, тем не менее, не порадовали страну участники математической олимпиады в Таиланде (ни одной золотой медали, восьмое место в общекомандном зачете). Во многих СМИ выступление сборной назвали провалом, поскольку без “золота” на состязаниях данного уровня наши математики остались впервые за 50 лет. Но этот год отмечен и победами национальных сборных в ряде предметных олимпиад. Так, за россиянами осталось первенство на олимпиаде по физике в Мумбаи, а на днях наши победили в Казахстане на состязаниях по информатике среди школьников, взяв три “золота” и “серебро”. Напомним, что в 2016 году XXVIII Международная олимпиада по информатике состоится в РФ, в Казани.
Секреты побед и поражений на пресс-конференции открывали наставники олимпиадников, руководители сборных и один из участников международной олимпиады школьников. По мнению проректора по учебной работе и довузовской подготовке Московского физико-технического института (МФТИ), руководителя сборной России по физике Артема Воронова, успехам его подопечных немало способствовало увеличение в этом году количества времени, отведенного на тренировочные сборы (с 35 до 53 дней). Проделана большая самостоятельная работа на местах, на пользу пошли и занятия на базе МФТИ, и советы привлеченных экспертов. Ребята завоевали четыре золотых и серебряную медали, до пятого “золота” не хватило 0,3 балла. Артем Воронов подчеркнул важность поддержки потенциальных кандидатов в сборную в регионах, отметив, что трое из пяти медалистов — школьники из Мордовии, где отбору и подготовке юных физиков уделяют особое внимание.
Российская команда по математике выступила в этом году, конечно, не блестяще, но в целом неплохо. Таково мнение директора Президентского физико-математического лицея №239 Санкт-Петербурга Максима Протусевича. Три из шести серебряных медалей могли быть золотыми, если бы жюри не приняло решение давать за “золото” 25, а не 26 баллов. По мнению директора, роковую роль сыграли и слишком долгие тренировки. Если, как предполагается, физикам это обстоятельство пошло на пользу, то математики, возможно, психологически перегорели. Не хватило нашим ребятам и “упертости”, отличающей школьников из азиатских стран, которым в основном уступили россияне в этом году. О будущем Максим Протусевич говорил не без оптимизма: состав кандидатов расширен с 30 до 60 человек, что дает больше возможностей при отборе в команду. Кроме того, наши школьники демонстрируют в текущем году обнадеживающие результаты на других международных соревнованиях. К примеру, на VII олимпиаде по математике Romanian Master of Mathematics (Румыния) они стали первыми, обойдя в общем зачете и американцев, и китайцев.
Своими впечатлениями от участия в олимпиаде по биологии, состоявшейся в июле в Дании, поделился Артем Ломакин — золотой медалист, занявший 5-е место в турнирной таблице. В общей сложности сборная России завоевала две золотые, серебряную и бронзовую медали. Артем рассказал, что интерес к предмету ему привили в школе (№192, г. Москва). По его словам, участие во Всероссийской олимпиаде школьников — хорошая закалка перед международными интеллектуальными состязаниями: задания содержат много теоретических вопросов, ответы на которые не прочтешь в школьных учебниках. “Времени на поиск ответа мало, а если его знаешь — экономишь время”, — признался медалист, отметив также, что практические задания на международной олимпиаде сложнее, чем на домашней. Дополнительной проверкой олимпиадников на стрессоустойчивость стал электронный формат соревнований. Это новация биологической олимпиады, поэтому без технических проблем не обошлось — планшеты, как заметил Артем, работали не без сбоев, и организаторам придется усовершенствовать систему.
В 2015 году порядок проведения и правила Всероссийской олимпиады школьников претерпели очередные изменения. Так, квота на победителей и призеров увеличена с 35 до 45% от общего числа участников по каждому предмету, ответы и решения лучших обязательно размещаются в сети Интернет, как и заключения жюри. Кроме того, введено право на выборочную перепроверку высокобалльных работ регионального этапа, в ФЦПРО на 2016-2020 годы предусмотрены дополнительные мероприятия по поддержке занятий с одаренными детьми, а список предметных олимпиад расширен за счет соревнований по испанскому, китайскому и итальянскому языкам. Эффект от перемен нам предстоит оценить в перспективе, а в этом году еще поболеем за участников олимпиад по географии и астрономии, тем более что честь их проведения выпала нашей стране.

Татьяна Возовикова
Фото  Владимира Трефилова
(риа Новости)

Нет комментариев