Секреты имитации

В головном мозге попугаев выявлена новая структура, которая может объяснить поразительные подражательные способности этих птиц. Подробности — в Science NOW.
Попугаи, певчие птицы и колибри хоть и чирикают, возможно, на разных диалектах, отличаются от прочих пернатых наличием в головном мозге высшего вокального центра, группы взаимосвязанных нейронов, которые синхронизируют пение и обучение и обеспечивают птицам способность воспринимать новые мелодии и имитировать звуки. В статье, которую известный американский нейробиолог Эрик Джарвис (Erich Jarvis) с коллегами из Университета Дьюка (Duke University) опубликовали в журнале PLoS ONE, ученые сообщают об открытии в этой зоне нейронов, которые делают попугаев необыкновенно точными подражателями. Границы высшего вокального центра расплывчаты, и, как отмечает Science NOW, различия между высшим вокальным центром попугаев и остальных птиц, которыми можно было бы объяснить необычайное звукоподражание, на анатомическом уровне не обнаруживаются. Эрик Джарвис изучал в мозге попугаев работу гена, ранее выявленного у певчих птиц. Это ген (PVALB), кодирующий белок парвальбумин, который содержится в нейронах, участвующих в генерации одного из ритмов головного мозга, и у попугаев он активируется, когда птица слышит что-то необычное. При исследовании окрашенных срезов головного мозга погибших попугаев выяснилось, что ген парвальбумина включается на разных уровнях в двух разных областях одной структуры птичьего мозга, которая подобна высшему вокальному центру прочих птиц. Иногда этот ген активируется в сферическом центральном ядре, но иногда только во внешней оболочке, образованной из клеток, окружающих внутреннее ядро.
При детальном рассмотрении авторы установили, что внешняя оболочка варьирует в зависимости от вида попугаев. Тогда как внутреннее ядро вокального центра у них такое же, как у других птиц, дополнительная внешняя оболочка обладает разнообразными “рисунками” активности. Она и соединяется с остальными участками головного мозга не теми путями, что внутреннее ядро, а также содержит клетки, которые под микроскопом выглядят отлично от других нейронов высшего вокального центра. Джарвис и его сотрудники обнаружили оболочечную область в головном мозге девяти разных видов попугаев, но ее не оказалось ни у одного вида певчих птиц или колибри, чьи подражательные способности гораздо слабее. Более того, чем лучше имитаторские способности вида попугаев, тем больше оболочечная часть его вокального центра. Некоторые признаки оболочки обнаружены у дальнего родственника говорящих попугаев птицы кеа, или нестор, и это позволило предположить, что оболочка возникла у предков попугаев по меньшей мере 29 миллионов лет назад.