Меньше минимума. Рособрнадзор уличил вузы в снижении проходных баллов.

— Практика раннего объявления правил приема в вузы дала положительные результаты, — заверил журналистов на пресс-конференции в МИА “Россия сегодня”, посвященной приемной кампании-2015, заместитель министра образования и науки РФ Александр Климов. По его словам, пока в ходе мониторинга приема чиновниками Минобрнауки выявлено незначительное число нарушений со стороны вузов, то есть у абитуриентов и их родителей было не слишком много поводов для обращений с жалобами. Связь с поступающими министерство, как обычно, держит через телефон горячей линии.

Напомним, что правила эти впервые были опубликованы еще до 1 октября прошлого года. В этом году число бюджетных мест сохранилось на уровне последних четырех лет — свыше 500 тысяч, из которых порядка 420 предусмотрены для очной формы обучения. На конкурсной основе их распределили между 500 с лишним вузов. В целом на бюджетные места смогут поступить 55% выпускников школ. Для абитуриентов из Крыма и Севастополя в университетах других регионов РФ выделено от 2 до 5% мест. В свою очередь, для молодых россиян материковой части страны, которые захотят учиться в Крымском федеральном университете или Севастопольском государственном университете, в этих вузах предусмотрена аналогичная квота.
Как сообщил Александр Климов, во все университеты направлены рекомендации по работе с сиротами и инвалидами, а в министерстве открыта специальная горячая линия по их приему. Для таких абитуриентов предусмотрено 10% бюджетных мест.
Одно из нововведений в правилах приемной кампании 2015 года — право вузов начислять до 20 дополнительных баллов абитуриенту за содержание его портфолио. Вузы, исходя из специфики своих программ, могут сами определять объем бонусов, ориентируясь на специальный перечень показателей индивидуальных достижений, включающий аттестат с отличием, победы в олимпиадах, интеллектуальных и творческих конкурсах, итоговое сочинение, участие в волонтерском движении и добровольческой деятельности и др.
 — Для нас важно, чтобы приемная кампания в вузы прошла, как сдача ЕГЭ, — максимально объективно, честно и прозрачно. Со своей стороны будем вести мониторинг и оперативно реагировать на нарушения, — заявил на пресс-конференции руководитель Рособрнадзора Сергей Кравцов. Он напомнил, какие минимальные проходные баллы установлены по ряду предметов, и сообщил о завершении проверки вузовских сайтов со стороны Рособрнадзора на предмет соблюдения этих норм. Нарушения выявлены в 19 университетах и филиалах, включая негосударственные, ректорам направлены соответствующие предписания.
Для сведения абитуриентов на сайте Федеральной службы размещен список вузов, в отношении которых приняты ограничительные меры (приостановлено действие лицензий, запрещен прием студентов и т.п.), а также тех, чьи лицензии исключены из реестра. С января 2015 года, по данным Сергея Кравцова, права на ведение образовательной деятельности лишены 168 вузов и филиалов, с начала приемной кампании — 24, действие свидетельств об аккредитации приостановлено в 31 учебном заведении, лицензий — в 7, в 21 запрещен набор обучающихся.
О пессимистическом настроении в среде ректоров частных университетов сообщил журналистам заместитель председателя Ассоциации негосударственных вузов, ректор Международного юридического института Николай Жильцов. “Для нас сейчас набор студентов на втором плане, главное — сохранить учебные заведения”, — констатировал он. Ректор отметил, что впервые негосударственные вузы испытывают такой прессинг со стороны Рособр-надзора, и динамика сокращения этого сектора высшего образования, как считают его коллеги, будет нарастать. При этом в ассоциации с пониманием относятся к оптимизации сети, стараются следовать установленным правилам и, по словам Николая Жильцова, “наводить порядок” в своих рядах. Более 100 вузов негосударственной сети — сильные, необходимо нарастить их потенциал и сохранить эти образовательные учреждения, уверен ректор.
Александр Климов сообщил, что в министерстве создана специальная рабочая группа с участием руководства таких университетов для обсуждения актуальных проблем образовательной деятельности и прежде всего — повышения качества обучения.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев