Синхронный шаг. Меганаука смыкает ряды.

Представительные делегации из крупнейших международных исследовательских центров приняли участие во Всероссийском совещании пользователей источников синхротронного и нейтронного излучения. Ученых из Европейского центра синхротронного излучения (ESRF), Германского электронного синхротрона (DESY), Германского синхротрона BESSY II и занимающихся этой тематикой российских исследователей собрал НИЦ “Курчатовский институт”.
Ключевая идея, которая прозвучала во многих докладах и выступлениях, — необходимость консолидации для работы над крупными проектами как внутри страны, так и в рамках международного сотрудничества. Директор НИЦ “Курчатовский институт” Михаил Ковальчук объявил о воссоздании Ассоциации пользователей источников синхротронного излучения и нейтронов.
“Мы реставрируем то, чем были сильны в советское время, — сказал М.Ковальчук. — Именно поэтому на базе НИЦ “Курчатовский институт” проходит первый сбор российской Ассоциации пользователей источников синхротронного излучения и нейтронов, что позволит более эффективно организовать работу ученых в России, а также координировать взаимодействие с международными синхротронными центрами”.
По словам М.Ковальчука, значимое отличие нынешней ассоциации от той, что была в советское время, заключается в том, что если раньше все работы по проектам проводились изолированно от других стран, то теперь российская наука стала частью мирового ландшафта. На территории нашей страны есть уникальные мегаустановки, которые предоставляют ученым широкие возможности для научного творчества, и в то же время Россия является официальным участником крупных международных научных проектов.
“Я рад, что сегодня здесь присутствует генеральный директор Европейского центра синхротронного излучения Франческо Сетте, — подчеркнул М.Ковальчук. — Мы все знаем про санкции, и присутствие в Курчатовском институте большой делегации из ESRF является важным свидетельством того, что международное сотрудничество для нас — один из значимых элементов развития научной деятельности. Мы с точки зрения науки космополитичны, потому что нет национальной науки, но есть национальные интересы, и мы должны о них помнить”.
Франческо Сетте отметил, что организация, которую он возглавляет, долгие годы взаимодействует с НИЦ “Курчатовский институт” и Институтом кристаллографии им. А.В.Шубникова РАН.
“Мы получаем большую поддержку от российских коллег, — сказал он. — Сегодня сделан важный шаг на пути укрепления связей с нашими партнерами. Некоторых важных результатов в области физики высоких энергий можно достичь в международных исследовательских центрах только при условии коллаборации нескольких стран. Ни одно государство не может поддержать такой большой объем работы единолично, без участия зарубежных коллег. Задача ESRF — помочь в реализации национальных планов в области синхротронного излучения в каждой стране. Во имя науки ведущие специалисты со всего мира собираются, чтобы обмениваться идеями и работать вместе”.
Участников совещания приветствовали заместитель министра здравоохранения Сергей Краевой, директор департамента Минобрнауки Сергей Салихов, председатель Совета РФФИ Владислав Панченко, председатель Совета ректоров вузов Москвы и Московской области Николай Кудрявцев.
Пленарное заседание открыл Михаил Ковальчук. Он рассказал о приоритетах развития науки в России, системе их выбора и поддержки. Совсем недавно этот материал в качестве основного доклада был представлен на заседании Совета по науке и образованию при Президенте РФ. Директор Курчатовского института разделил систему научных приоритетов на два типа: тактические и стратегические. Тактические обеспечивают эволюционное развитие и в большинстве случаев носят рыночно-отраслевой характер. А стратегические ориентированы на перспективу. В их рамках создаются прорывные технологии на базе результатов фундаментальной науки, что ведет к смене технологического уклада.
На втором типе приоритетов Михаил Валентинович остановился более подробно, рассказав о том, как советский Атомный проект привел к прорывным результатам в разных научно-технологических областях и созданию огромных рынков высокотехнологичной продукции, на которых Россия до сих пор сохраняет лидирующие позиции.
Масштабный вызов нынешнего времени, по мнению ученого, — это интенсификация потребления природных ресурсов и соответственно их уничтожение. Главная задача науки — решение энергетической проблемы, создание природоподобной техно­сферы, ее возврат в естественный природный ресурсооборот. Это можно сделать только на междисциплинарной основе. В НИЦ “Курчатовский институт” создана уникальная инфраструктура для междисциплинарных исследований. В частности, сочетание возможностей синхротронного и нейтронного источников позволяет ученым добиться принципиально нового качества фундаментальных и прикладных исследований.
Кроме того, как отметил М.Ковальчук, подобные мега­установки в настоящее время не просто дорогое оборудование, необходимое для развития науки, но и метрологические инструменты, обеспечивающие развитие технологий. “Наличие в стране национальных мегаустановок, кадрового потенциала является залогом технологической независимости и национальной безопасности”, — заявил он.
В первый день совещания обсуждался широкий спектр тем, связанных с исследовательскими возможностями источников синхротронного и нейтронного излучения для российских исследователей, в первую очередь на базе Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований. Прозвучал ряд сообщений сотрудников НИЦ. Об инфраструктуре синхротронных исследований Курчатовского института и обеспечении доступа к ней научных организаций участникам форума рассказал заместитель руководителя Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований Александр Благов.
Перспективам развития комплекса станций Курчатовского комплекса синхротронно-нейтронных исследований был посвящен доклад Энвера Мухамеджанова. На территории НИЦ “Курчатовский институт” работают источники синхротронного излучения и нейтронов. Уникальное сочетание их возможностей позволяет ученым добиться принципиально нового качества фундаментальных и прикладных исследований. В последние годы на Курчатовском источнике синхротронного излучения активно проходит модернизация — о том, как в связи с этим расширяются его возможности, проинформировал Владимир Корчуганов. Из обзорного доклада Никиты Марченкова участники совещания узнали о приборной базе НИЦ “Курчатовский институт”, в частности о лабораторных приборах, которые ученые используют для своих исследований.
Второй день совещания начался с выступления Франческо Сетте. Это был обстоятельный рассказ о возможностях, которые предоставляет ученым Европейский центр синхротронного излучения, и о работах, которые там ведутся. Возможности этого синхротрона позволяют ученым и инженерам проводить исследования в области нанодиагностики, наноматериалов, нано- и биотехнологий. Сегодня развивается применение его возможностей в промышленности, особенно в фармацевтической области, нефтехимии и микроэлектронике.
В рамках совещания состоялась торжественная церемония присвоения звания Почетного доктора (Doctor Honoris Causa) НИЦ “Курчатовский институт” директору Центра фотохимии РАН академику Михаилу Алфимову и генеральному директору ESRF Франческо Сетте. О вкладе российского ученого в развитие органической электроники рассказал М.Ковальчук. Под руководством Михаила Алфимова в 1963 году была образована группа спектроскопии возбужденных триплетных состояний в филиале ИХФ АН СССР в Черноголовке, преобразованная в 1996 году в Центр фотохимии РАН. Михаил Владимирович был одним из первых председателей Совета РФФИ и, как отметил М.Ковальчук, приложил много усилий для того, чтобы фонд превратился в мощный инструмент поддержки фундаментальной науки.
— Для меня огромная честь удостоиться звания Почетного доктора НИЦ “Курчатовский институт”, — сказал М.Алфимов на церемонии. — Путь к этому званию — длиной во всю мою научную жизнь. После окончания МФТИ передо мной встал выбор: либо уехать в Черноголовку, в Институт химической физики, либо перейти в Курчатовский институт. Обстоятельства сложились так, что я уехал в Черноголовку, но с той поры жизнь меня часто сталкивала с курчатовцами. Я сотрудничал с Евгением Павловичем Велиховым и Анатолием Петровичем Александровым, а с начала 2000-х годов — с Михаилом Валентиновичем Ковальчуком. Я благодарен всем сотрудникам Курчатовского института, и в первую очередь Евгению Павловичу Велихову и Михаилу Валентиновичу Ковальчуку, за присвоение этого звания, которым я очень горжусь. Постараюсь активно взаимодействовать с институтом и дальше, способствуя его процветанию.
О Франческо Сетте рассказал заместитель директора по научной работе — главный ученый секретарь НИЦ “Курчатовский институт” В.Ильгисонис. Итальянец сыграл большую роль в укреплении и развитии научно-технического сотрудничества между НИЦ “Курчатовский институт” и ведущими европейскими исследовательскими лабораториями. Он приложил немало усилий к тому, чтобы Россия стала членом Европейского центра синхротронного излучения, благодаря чему уникальные научно-технологические возможности самого мощного в Европе синхротронного источника стали доступны российским исследователям.
— Для меня большая честь получить признание российского научного сообщества, — поделился Ф.Сетте. — Последние три года я посвятил ESRF с верой в то, что на нас, ученых, возложены действительно важные полномочия — раздвигать границы мира с помощью научных знаний, способствовать благополучию людей. Современная исследовательская инфраструктура, в частности источники синхротронного излучения и нейтронов, объединяет нас и открывает новые возможности для развития науки.

Елена МОРГУНОВА,