В бутылочном горлышке

Болезнь Альцгеймера возникла у человечества как следствие эволюции интеллекта, об этом свидетельствуют исследования популяционных генетиков. С подробностями — Nature News.

Повышение умственных способностей, связанное с эволюцией человеческого мозга, имело оборотную сторону: пытаясь соответствовать новым метаболическим потребностям, мозг приобрел новые заболевания. Авторы рукописи статьи, размещенной на сервере препринтов BioRxiv, популяционные генетики из Шанхайских институтов биологических наук (Shanghai Institutes for Biological Sciences) в Китае под руководством Кунь Тана (Kun Tang), обнаружили, что естественный отбор привел к изменениям по шести генам, которые предположительно усиливают межнейронные связи, и это сделало человека умнее его предков-гоминин. Ценой, которую человечеству пришлось заплатить за повышенные умственные способности, могла стать болезнь Альцгеймера, потому что те же шесть генов связаны с развитием заболевания, отмечает Nature News. Подтверждение такому историческому эволюционному сценарию Кунь Тан и его коллеги нашли в ДНК современного человека. Авторы изучили геномы 90 человек африканского, азиатского, европейского происхождения, обращая особое внимание на характер вариаций, вызванных как изменениями в размере популяции, так и естественным отбором. Для того чтобы отделить друг от друга два очень близких эффекта, они выбрали участки ДНК, сформированные под влиянием только естественного отбора.
Молекулярным генетикам удалось проникнуть в глубь эволюции на 500 тысяч лет, тогда как современный человек начал формироваться около 200 тысяч лет назад. Методы, применяемые ранее, дальше 30 тысяч лет не продвигались. Авторы выявили эволюционные изменения, которые происходили на протяжении сотен тысяч лет и привели к современному человеку, при этом Тан с соавторами использовали особый подход, позволивший анализировать все виды отбора в одинаковых пределах. Они установили, что около 60 тысяч лет назад генетические вариации у азиатов и европейцев сгладились, а эти люди происходят от небольшой группы, которая покинула Африку приблизительно в то же время. Очевидно, ученые столкнулись с известным Эффектом бутылочного горлышка — сокращения генетического разнообразия популяции вследствие прохождения периода, во время которого по различным причинам наблюдается критическое уменьшение ее численности. Благодаря геномам африканцев ученые проникли в еще бόльшие глубины эволюционной истории. Для подтверждения данных группы Тана о связи между “генами интеллекта” и генами болезни Альцгеймера необходимы дополнительные исследования. Люди — единственный вид, у которого известно развитие болезни Альцгеймера, ее нет даже у ближайших наших родственников, шимпанзе.