Подпоясалась звезда

Молодой аналог Пояса Койпера обнаружен астрономами у звезды, что в 360 световых годах от нас. Об этом сообщает Physics World.

Область Солнечной системы, называемая Поясом Койпера, находится за орбитой Нептуна и состоит из малых тел, осколков, оставшихся после формирования планет. Группа астрономов под руководством Тэйна Керри (Thayne Currie) из канадского Университета Торонто (University of Toronto), а также Национальной астрономической обсерватории Японии (National Astronomical Observatory of Japan), работая на Южном телескопе обсерватории Джемини (Gemini South Telescope) в Чили, обнаружила пылевой, или осколочный, диск такого же размера, что и Пояс Койпера. Он вращается вокруг звезды HD 115600, которая чуть массивнее Солнца и находится в созвездии Кентавра в участке с активным звездообразованием. Предполагается, что наше светило зародилось в подобном месте. Однако звезда HD 115600 хоть и больше Солнца, значительно его моложе, Солнце образовалось 4,6 миллиарда лет назад, а этой звезде 15 миллионов лет. Следовательно, наблюдения за ней дают прекрасную возможность составить представление о поведении нашей планетной системы в ее ранней молодости. “Получить снимки среды, где вокруг звезд на орбитальных расстояниях зарождаются планеты, — это большое достижение”, — сказал в комментарии Physics World один из авторов статьи об открытии, которая принята к печати Astrophysical Journal Letters, Никку Мадхусудхан (Nikku Madhusudhan) из Кембриджского университета (University of Cambridge) в Великобритании. “Открытый нами почти что двойник Пояса Койпера являет собой прямое доказательство того, что планетообразующая среда Солнечной системы не уникальна”, — отметил ученый.
Спектроскопические исследования наряду с измерениями отражательной способности диска позволили астрономам предположить, что наблюдаемый осколочный диск, подобно Поясу Койпера, может состоять частично из водяного льда. Кроме того, его форма может быть, как говорят ученые, “изваяна” движением гигантских планет вокруг центральной звезды точно так же, как внешние планеты нашей Солнечной системы формируют “силуэт” Пояса Койпера. Судя по неправильной форме пояса вокруг HD 115600, неподалеку от него находится одна или несколько планет-гигантов. Понять местоположение этих планет и узнать что-либо об их свойствах помогут дальнейшие наблюдения за изменениями в структуре новоявленного газопылевого пояса. Описываемое открытие стало возможно благодаря новому поколению адаптивной оптической системы, которая автоматически устраняет искажения, возникающие при распространении света в неоднородной среде.