Внутри — пустота

Проект по сканированию экспонатов Манчестерского музея (Manchester Museum), выполняемый музеем совместно с Манчестерским университетом (University of Manchester), охватил более 800 мумий разных животных — от кошек и птиц до крокодилов.

В этом исследовании, проведя как рентгеноскопию, так и компьютерную томографию, ученые обнаружили, что около трети экспонатов представляют собой полые внутри свертки из ткани, по форме очень похожие на животных. Другая треть — это настоящие мумии с хорошо сохранившимися останками, еще одна треть экспонатов содержит животный материал лишь частично. Как отмечает египтолог из Манчестерского университета Лидия Макнайт (Lidija McKnight), “то, что не все мумии животных содержат животных, мы знали всегда, треть “пустышек” без каких-либо следов хотя бы скелетных остатков, явилась полной неожиданностью”. В отличие от человеческих мумий, которые создавались с целью сохранения тела для загробной жизни, мумии животных были религиозными жертвоприношениями и в Древнем Египте пользовались большим спросом, чем и объясняют исследователи такое количество подделок. По словам Лидии Макнайт, животных выращивали и убивали в промышленных масштабах. “Мы полагаем, что для мумификации зачастую использовались не сами животные, а частицы их тушек или нечто, связанное с их жизнью, например кусочки яичной скорлупы или остатки гнезд. Такие объекты имели особенное значение для египтян, поскольку находились в непосредственной близости от животных, хотя собственно их телами и не были”, — говорит Лидия Макнайт. По этой причине, по мнению ученых, пустые внутри мумии нельзя считать аферой или подделкой — изготовители использовали все, что они могли найти.