Место пусто. Быть академиком немодно?

Общее собрание Национальной академии наук Республики Армения подвело итоги прошедшего года. Президент НАН Радик Мартиросян выделил два важнейших события, произошедших за отчетный период: выборы новых академиков и членов-корреспондентов и присуждение в третий раз “армянской нобелевки” — международной премии им. Виктора Амбарцумяна (см. “Поиск” №47, 2014).

Выборы, по словам президента, отличались от предыдущих критическим к ним отношением некоторых членов НАН, не согласных с числом выделенных мест и их распределением по специальностям. На заявленные 27 вакантных мест претендовал 61 ученый. Тем не менее по непонятным для президента НАН причинам по некоторым специальностям не было конкурса — на одно место претендовал лишь один человек, хотя в республике были и другие достойные претенденты. Неожиданным оказался и результат выборов: остались вакантными два места для претендентов в академики и три — в члены-корреспонденты.
Корреспондент “Поиска” спросил у президента НАН РА Радика Мартиросяна, как он относится к падению престижа звания академика в сравнении с советским периодом. “Каждая эпоха имеет свои особенности, — ответил глава академии. — В прежние времена быть даже кандидатом наук было престижно. И если в семье кто-либо получал такую степень, это было гордостью для нее. Сегодня — не так. Для семьи предпочтительнее иметь в собственности один магазин, нежели трех кандидатов наук. Поэтому отношение общественности к науке девальвировано. В том числе и к званию академика”.
На сессии звучали различные цифры, характеризующие результаты, достигнутые армянскими учеными за отчетный период, в том числе сведения о публикациях в авторитетных иностранных периодических научных изданиях, об участии в международных программах. В частности, в последние годы организации НАН участвовали в проектах FP7 — Седьмой рамочной программы ЕС по научным исследованиям. По данным Еврокомиссии, из организаций НАН самым активным был Институт проблем информатики и автоматизации, принявший участие в семи проектах.
Удачным для армянских ученых стал старт и восьмой европейской программы — “Горизонт-2020”. В ее первых конкурсах были одобрены пять проектов с участием организаций РА. В их числе проект “Черноморский горизонт”, который собрал организации из 16 стран. В 2014 году завершилась работа по созданию совместного с АН Белоруссии научно-технического центра на озере Севан. По договору между Госкомитетами по науке Белоруссии и РА будут проведены совместные научные исследования по двум грантам.
Расширяются связи НАН с отраслевыми научно-техническими центрами России. В Бюраканской обсерватории начал действовать Центр по мониторингу космоса, созданный согласно договору с Роскосмосом, подписанному в 2014 году. Будет закуплено новое оборудование для астрофизических исследований на 2,6-метровом телескопе этой обсерватории.
К сожалению, то же самое нельзя сказать о контактах с РАН. Президент напомнил, что в 2013 году был подписан договор об армяно-российском межгосударственном экономическом сотрудничестве до 2020 года, в рамках которого были утверждены 23 научные темы межакадемического взаимодействия на 2014-2017 годы, предложенные научными центрами России. Тем не менее, как выразился президент НАН, “сотрудничество с РАН сегодня не обеспечивает реальные связи с НИИ. Осуществляемые в последнее время в России “реформы” в области науки не способствуют развитию связей между институтами РАН и НАН”.
Выступивший затем академик-секретарь Грант Матевосян обратил внимание присутствующих, в том числе и президента Армении Сержа Саргсяна, на неправильный, по его мнению, подход при формировании тем целевого финансирования науки. Речь идет о важнейших государственных научных и технических программах, поэтому логично было бы, чтобы эти темы формировались как госзаказ исходя из интересов и потребностей государства. Правительство, соответствующие министерства сами должны предлагать ученым заняться решением проблем, которые возникли в тех или иных областях экономики. Но происходит обратное, эти темы инициируют сами ученые. Грант Матевосян предложил также создать в НАН отдел внедрения инноваций, который поможет ученым более полно и правильно оформлять свои инновационные идеи.
Отметим, что на 1 января 2015 года общее число работников НАН составляло 4027 человек, из которых 2450 являлись научными сотрудниками. Из них 327 — доктора наук, 1085 — кандидаты наук. Академиков в НАН сейчас 62, членов-корреспондентов — 61. Правительство ежемесячно выделяет каждому академику 150, членам-корреспондентам — по 100 тысяч драмов, то есть примерно 310 и 210 долларов США соответственно.

Григор ЭМИН-ТЕРЬЯН

Нет комментариев