Музыке неведомы границы. Спасибо тем, кто этому способствует.

21 апреля, уже после закрытия ГМИИ им. А.С.Пушкина, к боковому входу в величественное здание потянулись люди, среди которых было много узнаваемых лиц — сначала журналисты и телевизионщики, потом музыканты, представители бизнеса и даже посол Швейцарии в России Пьер Хельг. Все они спешили на церемонию вручения премии имени Дмитрия Шостаковича, лауреатом которой Международный благотворительный фонд Юрия Башмета за 2014 год назвал Мартина Энгстрёма.
Имя этого служителя музыки, гражданина Бельгии у большинства меломанов ассоциируется с фестивалем в Вербье (Швейцария). Мартин придумал его 22 года назад, когда там не было для этого даже подходящего зала, но, обладая удивительными организаторскими способностями, водя дружбу c лучшими мировыми исполнителями, он рискнул начать необычное дело. Уже через несколько лет маленький горнолыжный курорт, оживавший лишь тогда, когда выпадало вволю снега, обрел яркие краски и волшебное звучание летом. Энгстрём стал приглашать на фестиваль не только корифеев, но и молодых, подающих надежды исполнителей. Он организовал в Вербье еще и академию музыки (Verbier Festival & Academy), где в период фестиваля занятия для юных музыкантов ведут известнейшие маэстро. А попасть в молодежный оркестр, состав которого меняется ежегодно, мечтают десятки молодых исполнителей в возрасте от 17 до 29 лет.
По словам вручавшего диплом и статуэтку — символ премии Юрия Башмета, самое сложное в фестивале, которым занимается Мартин, собрать всех приглашенных в одно и то же время вместе. Ведь у каждого из музыкантов на много месяцев вперед расписан график выступлений. Но Мартин Энгстрём умеет уговаривать и утрясать программу так, что Вербье стало весьма притягательным местом как для слушателей классической музыки, так и для ее маститых исполнителей. В значительной степени успеху способствует не только харизма М.Энгстрёма, но и знание дела: у него за плечами опыт работы для французской звукозаписывающей компании EMI и пост вице-президента компании Deutsche Grammophon, а также участие в составе жюри конкурса имени Чайковского в Санкт-Петербурге.
Международный благотворительный фонд Юрия Башмета в этом году отмечает 20-летие. Как сказал соучредитель этого фонда Александр Митрошенков (президент Трансконтинентальной МедиаКомпании и главный редактор газеты “Поиск”), фонд, задуманный в девяностые годы, когда государству было не до искусства, стал связующим звеном между Россией и мировой культурой, способствовал возобновлению контактов с Отечеством ряда музыкантов. Тем более что с самого начала условием вручения премии (а ее величина — 25 тысяч долларов) был концерт лауреата в России, “чтобы зрители почувствовали, что жизнь не остановилась!” Вот и в этот раз организаторы не отступили от правила: концерт состоялся. В Белом зале ГМИИ им. А.С.Пушкина играл камерный ансамбль “Солисты Москвы”, которым дирижировал Юрий Башмет, солировал сам маэстро, на сцену также поднялся Миша Майский — несравненный виолончелист нашего времени, ученик Мстислава Ростроповича, друг лауреата Мартина Энгстрёма, не раз участвовавший в фестивале в Вербье. Родившийся в Советском Союзе, покинувший страну из-за конфликта с властями, Майский стал музыкантом, чью игру, услышав раз, не забудешь никогда.

Елизавета Понарина
Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев