Двуликий трутовик. Грибы могут приносить и вред, и пользу лесу, чего больше — зависит от человека.

Одни просто ходят в лес за грибами, другие еще и тщательно изучают собранные дары природы. Это, конечно, ученые-биологи, которые, в частности, интересуются афиллофороидными макромицетами. То, что трудновыговариваемые создания, тоже грибы, знают только они. А вот теперь и мы. Но для нас сюрпризом будет то, что так специалисты называют и любимую многими лисичку. Оказывается, она и ей подобные очень интересны науке. Почему? На это ответит сотрудник Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН кандидат биологических наук Сергей ВОЛОБУЕВ. Исследование молодого ученого в этой области эксперты сочли достойным государственной поддержки.

— Афиллофороидные макромицеты, — поясняет Сергей Викторович, — уникальная группа грибов, название которой буквально означает “не несущие пластинок”. Представители этой группы отличаются высокой изменчивостью — как внешнего вида, так и элементов микроскопического строения, которые имеют решающее значение при проведении видовой идентификации образцов.
К афиллофороидным грибам относятся однолетние и многолетние трутовики, ежовики (виды с шипиками на спороносной поверхности плодовых тел), разные “корочки” и “пленочки” (их можно увидеть чаще всего на сухих, опавших ветвях и стволах деревьев), рогатики (коралловидные грибы или простые неветвящиеся, “палочковидные”, растущие вверх от субстрата), некоторые напочвенные виды, например лисичка. Под шляпкой этих грибов формируются не пластинки, как у шампиньонов или мухоморов, а складки спороносной поверхности.
Большинство афиллофороидных грибов развиваются на отмершем растительном опаде — валежной древесине. Они выполняют очень важную для биосферы задачу естественного разложения сложных органических соединений, прежде всего лигнина и целлюлозы. Именно дереворазрушающие (то есть обеспечивающие распад древесины) грибы считаются одним из ключевых звеньев в круговороте веществ и энергии. Кроме того, среди афиллофороидных есть виды с различными жизненными стратегиями — ксилосапротрофы (утилизаторы древесной мортмассы), гумусовые сапротрофы, микоризообразователи, фитопатогены. Отдельные представители этой группы грибов способны вызывать стволовые и корневые гнили древесно-кустарниковых пород, что приносит огромный экономический ущерб лесному и садово-парковому хозяйству. Они могут развиваться на заготовленных лесоматериалах и обработанной древесине и приводить к загниванию, разрушению деревянных построек и сооружений. Это так называемые “домовые грибы”. Среди афиллофороидных грибов нет ядовитых, но в большинстве своем они непригодны для пищи, в основном из-за жесткой консистенции. А вот съедобные грибы “лисичка настоящая” (Cantharellus cibarius) и “вороночник рожковидный” (Craterellus cornucopioides) популярны среди грибников.
В европейской части России уже зарегистрировано свыше 1000 видов афиллофороидных грибов. И это не предел видового богатства группы, так как многие регионы с уникальными природными условиями остаются все еще не изученными.
— Что уже известно интересного об этих грибах? Есть ли нерешенные вопросы? Как вы собираетесь искать на них ответы?
— Поддержанный грантом президента проект направлен на выявление и анализ видового разнообразия афиллофороидных грибов Среднерусской возвышенности. Эта территория — результат многовекового антропогенного преобразования и активного хозяйственного освоения, из-за чего естественные растительные сообщества сильно нарушены (фрагментированы). Также крайне важно выявить характерные для этого макрорегиона виды афиллофороидных грибов. Каковы особенности структуры создаваемых ими сообществ? Какие факторы определяют их формирование и развитие? На сегодня наиболее изученной в этом отношении считается Орловская область, где выявлено более 470 видов, из них — три новых для российской территории, один из которых раньше находили только в Средиземноморье. Другие регионы Среднерусской возвышенности исследованы значительно слабее. Мы планируем экспедиции на лесных охраняемых территориях и целенаправленный сбор свежего коллекционного материала для дальнейшей идентификации в лаборатории.
Экспедиционные исследования — это неотъемлемая составляющая в изучении биоразнообразия. Ежегодно сотрудники нашей лаборатории систематики и географии грибов организуют выезды не только в разные уголки нашей страны, но и за ее пределы. Самой яркой и приятно впечатлившей меня экспедицией стала поездка на Кавказ, в Тебердинский заповедник. Потрясающая красота горного ландшафта, уникальные природные сообщества, их интересные обитатели… Возможно, эта экспедиция запомнилась особенно из-за того, что все остальные мои полевые работы проводились на равнинах (хотя в них тоже своя прелесть). А сейчас я в предвкушении поездок в заповедные широколиственные леса Среднерусской возвышенности.
— Что могут дать ваши исследования?
— Ожидаемые результаты заключаются в том, что будут подготовлены подробные аннотированные списки видов афиллофороидных грибов для обследованных территорий в пределах Среднерусской возвышенности. Важность имеет и то, что будет проведена масштабная оценка структуры выявленных сообществ по таким критериям, как таксономический спектр, субстратная приуроченность, жизненные формы, пространственная дифференциация в зависимости от микроместообитаний. Надеюсь, хорошим результатом нашего исследования станет выявление новых местонахождений редких и индикаторных видов макромицетов, разработка рекомендаций по охране отдельных таксонов (видов) в пределах обследованных заповедных территорий.
Результаты проекта будут иметь как фундаментальное, так и прикладное значение. Получение новых данных о видовом богатстве и распространении грибов, в том числе редких, малоизвестных и новых для науки видов, — это неотъемлемый этап не только в развитии теории биогеографии, экологии и рационального природопользования. Все это имеет важное значение и для использования в прикладных целях, включающих конкретные меры по охране объектов живой природы, выделению природных резерватов биоразнообразия, оценке ресурсного потенциала и реализации схем территориального планирования. Кроме того, к области практического значения можно отнести оценку встречаемости и субстратной приуроченности видов афиллофороидных грибов, которые проявляют фитопатогенную активность. Имеется в виду способность развиваться на живых растениях, вызывая в последующем их усыхание и отмирание. Это позволит определить породный состав наиболее устойчивой древесно-кустарниковой растительности, что, в свою очередь, поможет оптимизировать ассортимент растений при озеленении садово-парковых ландшафтов.
— С кем вы сотрудничаете?
— В первую очередь, с наставниками и коллегами-микологами из известнейшего во всем мире и старейшего научного учреждения нашей страны — Ботанического института им. В.Л.Комарова РАН. Традиционно в наших институтах микологическая тематика, то есть различные аспекты изучения грибов, в числе ведущих направлений научных исследований. Кроме того, тесно взаимодействуем с работающими в этих областях специалистами высших учебных заведений и заповедников, расположенных на территории Среднерусской возвышенности. Хорошая практика сотрудничества сложилась с Орловским государственным университетом, национальным парком “Орловское полесье”, заповедниками “Брянский лес”, “Калужские засеки”, “Белогорье”, “Галичья гора”.

Иллюстрации предоставлены С.Волобуевым