Крысиное ориентирование

Имплантированный в головной мозг магнитометр помогает слепым крысам ориентироваться в пространстве. С подробностями — Science NOW; Tech Times.
Для самоопределения в пространстве, то есть для получения представления о положении собственного тела относительно окружающей среды, головной мозг использует зрительную информацию. При нарушенном зрении индивидууму приходится полагаться на другие органы чувств. Однако это не всегда возможно: так, слепые крысы в стерильных и незнакомых лабиринтах полностью дезориентированы. Авторы публикации в последнем номере Current Biology Хироаки Норимото (Hiroaki Norimoto) и Юдзи Икегайа (Yuji Ikegaya) из Токийского университета (University of Tokyo) провели эксперименты по обучению слепых крыс навигации при помощи цифрового компаса, подобного используемому в смартфонах. Это устройство, называемое также магнитометром, определяет сторону света, в которую оно направлено, отслеживая собственную ориентацию в пространстве относительно магнитных полюсов Земли. Японские ученые наблюдали за слепыми крысами, которым такой магнитометр был имплантирован в головной мозг. Когда голова грызуна поворачивалась на север, имплантат посылал электрический импульс в зрительную кору левого полушария, когда на юг — в зрительную кору правого полушария. Как отмечает Science Now, люди при электрической стимуляции зрительной коры сообщают исследователям, что видят белую точку. “Возможно, нашим крысам кажется, что положение этих белых точек отражает направление, в котором повернута их голова”, — делится соображениями Норимото.
Через четыре дня после имплантации магнитометра слепые крысы научились проходить по лабиринту для нахождения спрятанного там корма с 80-процентной точностью. Когда “компас” удаляли, животные утрачивали приобретенную способность, что предполагает не запоминание ими пути, а использование для навигации информации, поступающей непосредственно в головной мозг. По словам Норимото, эти результаты демонстрируют, насколько эффективно головной мозг способен воспользоваться новой сенсорной информацией. “Самым значительным в этой статье является то, что мы показали скрытые возможности головного мозга”, — отметил в комментарии изданию Tech Times Юдзи Икегайа. Норимото считает, что в будущем “люди смогут расширить спектр своих ощущений посредством искусственных сенсоров, включая и те, что сообщают о геомагнетизме, ультрафиолетовых и радиоактивных лучах, влажности, феромонах, ультразвуковых и радиоволнах”. Авторы намерены продолжить исследования навигационных возможностей организма, в частности прикрепить геомагнитный датчик к трости для ходьбы и посмотреть, насколько она поможет ориентироваться в пространстве незрячим людям.