Посмотреть на невесомость. Выставка в Политехническом покажет легкость бытия.

В просторном фойе Политехнического музея на ВДНХ, под высоким потолком, украшенным лепниной, развернулась необычная экспозиция. Несколько простых светлых стендов демонстрируют одно из самых загадочных фундаментальных взаимодействий. Выставка называется “Причины гравитации”.
Идея создания этой экспозиции принадлежит группе мексиканских художников, специализирующихся на научном искусстве. Несколько лет они размышляли о легкости полета и тяжести неминуемого падения, о том, что такое невесомость и что такое гравитация, а главное — как все это выразить в своих работах.
— Наши мексиканские коллеги обращались в другие страны, в том числе и в США, для того чтобы им оказали помощь — дали возможность поучаствовать в суборбитальном полете. Но нигде, кроме России, этого сделать не удалось. Посольство Мексики и участники выражают большую благодарность Роскосмосу и сотрудникам Центра подготовки космонавтов им. Ю.А.Гагарина, — рассказала “Поиску” куратор выставки Наталия Фукс.
Как чувствует себя человек, вес которого равен нулю? Мексиканцы хотели испытать это на себе, чтобы потом на Земле с помощью различных художественных средств выразить свое понимание гравитации, этого сложнейшего научного явления. Два года назад мексиканцы обратились в Роскосмос — и российское Федеральное космическое агентство пошло им навстречу. На борту уникального ИЛ-76 МДК девять художников и один ученый вышли на суборбиту.
ИЛ-76 МДК — это тот же самолет ИЛ-76 МД, только переоборудованный, приспособленный для тренировок космонавтов. У него усилены крыло и фюзеляж, установлены специальные аккумуляторы в топливной и гидравлической системах для обеспечения бесперебойной работы этих систем в условиях искусственной невесомости. Стены и потолок кабины отделаны мягким материалом, а на полу закреплены спортивные маты. Первый полет ИЛ-76 МДК был осуществлен в 1988 году. Сегодня в мире существуют только три таких самолета, и все они базируются на подмосковном аэродроме “Чкаловский”.
О полете мексиканских художников был снят фильм, теперь он транслируется на экране во всю стену в холле здания Политеха. На их лицах видны и волнение, и радость, и удивление.
По правде говоря, экспозицию нельзя назвать богатой, но каждый из экспонатов заслуживает внимания и заключает в себе глубокую философскую мысль. К примеру, в зале взгляд сразу же задерживается на видеоинсталляции, где изображены книги, лежащие на самых обычных весах. Среди них Библия, Конституция, труды Карла Маркса, Ницше и другие фундаментальные работы, известные каждому. Книги как бы парят в невесомости, но иногда все-таки обретают массу и плавно опускаются на чаши весов. Стрелки крутятся, показывают настоящий вес фолиантов. В какой-то момент все книги снова словно оказываются в невесомости, и стрелки весов замирают. Что это? Яркий пример того, что все люди равны и любая идея имеет право на существование? Возможно, так и есть… А может, автор хотел сказать этим что-то другое.
Еще одна работа — видеозапись песочных часов, оказавшихся в условиях невесомости. Это исследование пространства и времени, считает автор работы — идейный вдохновитель всего проекта, мексиканка Але де ла Пуэнте. Хрупкая, загадочная, закутанная во все черное художница рассказала о концепции выставки и своем вкладе в проект.
— Вся выставка посвящена силе, определяющей нашу жизнь на Земле, — объясняет Але. — Гравитация — это то, что мы испытываем каждый день. Наше тело и все наши ощущения зависимы от нее. Идея проекта состояла в том, чтобы выразить это явление через творчество.
Художница считает, что гравитация влияет на ход времени. Именно это она и стремилась выразить в своем творчестве.
— Время всегда убегает куда-то. Когда мы измеряем его на Земле — все понятно. Но когда мы делаем это в невесомости, особенно при помощи песочных часов, все меняется, — размышляет мексиканка. — Оно как будто замирает. Тут мы можем сочинить новое измерение времени, а можем и представить, что оно остановилось. В невесомости, если не смотреть на стрелки часов, совсем непонятно, сколько минут проходит. Все, что я хотела сделать, — попробовать уловить тот момент, когда секунды не перетекают из прошлого в будущее, хотя время продолжает идти.
Пожалуй, в ее работе время действительно замирает на мгновение где-то между прошлым и будущим. Песок плавает в половинках стеклянного сосуда, так и не просачиваясь сквозь узенькое горлышко.
“Причины гравитации” включают в себя еще с десяток визуальных экспериментов с невесомостью, таких как освобождение молекул, оптические иллюзии и т.д.
Интересно, что сама выставка помимо художественно-просветительского характера несет в себе еще и некую политическую составляющую. Мероприятие приурочено к 125-летию дипломатических отношений России и Мексики.
Кстати, лично познакомиться с художниками можно будет 12 апреля в День космонавтики. Вход на выставку свободный.

Татьяна ЧЕРНОВА
Фото Евгения ПЕЛЕВИНА

Нет комментариев