Пересчет ступеней. Высшая школа переходит на международные стандарты.

Коллегия Министерства образования Белоруссии подвела итоги работы ведомства в 2014 году и определила направления работы на год нынешний.
Это было первое заседание коллегии под руководством нового министра. В конце декабря президент Белоруссии Александр Лукашенко провел серьезные кадровые перестановки в правительстве. Новый руководитель появился и в Минобразования. Им стал доктор физико-математических наук, профессор Михаил Журавков. До прихода в министерство он более пяти лет занимал должность первого проректора Белорусского госуниверситета. Стоит отметить, что уже давно у руля Минобразования не стоял ученый и педагог из столицы, да еще и из ведущего вуза страны.
Михаил Журавков — автор более 20 монографий, курсов лекций и изданий, а также более 300 статей. Его научные интересы лежат в области фундаментальных и прикладных проблем механики деформируемого твердого тела, математического и компьютерного моделирования в этой области, геомеханики и др. Представляя работникам ведомства нового руководителя, также новый премьер-министр РБ Андрей Кобяков отметил, что правительство ожидает от министерства работы на опережение в подготовке кадров для рынка труда.
Что же касается итоговой коллегии, то с основным докладом выступил первый заместитель министра Вадим Богуш. Он начал свой рассказ, сообщив, что по показателям в сфере образования в соответствии с индексом развития человеческого потенциала Белоруссия прочно удерживает позиции в группе 30 наиболее развитых стран мира.
Одним из важных событий в прошлом году стало принятие указа президента РБ, которым были внесены изменения в Правила приема лиц для получения высшего образования I ступени. Анализ вступительной кампании 2014 года показал, что точечная корректировка правил приема в вузы себя полностью оправдала. Сегодня двухступенчатая система высшего образования РБ охватывает 384 специальности I ступени (специалитет) и 319 специальностей II ступени (магистратура). На завершающей стадии находится работа по адаптации белорусской высшей школы к европейским стандартам (бакалавриат — магистратура). Возможно, уже в этом году страна присоединится к Болонскому процессу.
Рассказывая о научной деятельности, В.Богуш отметил, что в рамках Государственной программы инновационного развития РБ на 2011-2015 годы в прошлом году университеты и научные организации, подведомственные Минобразования, выполняли 32 инновационных проекта, в том числе 24 проекта по созданию новых предприятий и производств. В 2014 году (по итогам 9 месяцев) выпущено инновационной продукции на общую сумму около 3 млн долларов.
Инновационная продукция вузов востребована на международных рынках. Наибольшим спросом пользуются разработки в области нанотехнологий и новых материалов, радиоэлектроники, информационных технологий, телекоммуникаций, лазерных технологий, энерго- и ресурсосбережения, медицины и здравоохранения, металлургии, строительства, легкой промышленности.
Университеты Минобразования поддерживают связи с научными организациями свыше 65 стран мира в рамках более 1400 договоров. Самыми крупными научными партнерами белорусских вузов являются Россия (520 договоров), Украина (200), Китай (125), Польша (120).
Среди основных направлений деятельности на 2015 год первый замминистра образования назвал следующие. Поставлена задача определить новые подходы к классификации высшего образования для приведения ее в соответствие с международными стандартами. Назрел момент перехода на систему “бакалавр — магистр”. Количество учащихся в магистратуре должно быть увеличено.
В планах также меры по интеграции программ высшего и среднего специального образования, расширение совместных вузовских программ с российскими коллегами. По мнению В.Богуша, региональные университеты должны теснее взаимодействовать с ведущими вузами страны.
На повестке, как и в прежние годы, — повышение эффективности деятельности аспирантуры (докторантуры), активизация подготовки научных работников высшей квалификации, необходимых для развития высокотехнологичных производств, усиление практической направленности научных исследований.
Также министр поставил задачу в максимально короткие сроки дебюрократизировать работу педагогов, освободив их от несвойственных им функций и бумажной волокиты. Необходим ускоренный переход на электронный документооборот.
В Год молодежи все учреждения образования должны продумать “интересные, а не просто формальные мероприятия”. Особое внимание будет уделено знаковому событию — 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Нет комментариев