Не расползтись бы… Объединить россиян поможет этнография.

Сегодня множество нерешенных задач в области отечественной национальной политики во многом сосредоточено в этносоциальной сфере. Именно в этносоциальных процессах в российском обществе до сих пор наблюдается немало негативных явлений. Они обнаруживаются при проведении этнологических мониторингов отдельных регионов России. Прокомментировать данную проблему на страницах “Поиска” взялся директор Омского филиала Института археологии и этнографии Сибирского отделения РАН, заведующий кафедрой этнологии, антропологии, археологии и музеологии Омского государственного университета им. Ф.М.Достоевского Николай ТОМИЛОВ.

— В январе 2012 года в свет вышла статья “Россия: национальный вопрос” под авторством занимавшего в то время пост премьер-министра РФ В.Путина, — начинает рассказ Николай ТОМИЛОВ. — В этом материале была дана откровенная оценка актуальной ситуации роста в стране межэтнической и межконфессиональной напряженности; русский народ наконец-то был определен государствообразующим этносом. Кроме того, были обозначены основные проблемы в национальной политике и поставлены задачи по их решению. А в декабре 2012 года В.Путиным, уже в качестве Президента РФ, была утверждена “Стратегия государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года”. Особо важными представляются два предложения президента: усилить роль образования в приобретении гражданами и особенно мигрантами гуманитарного знания как основы самоидентичности российского народа и создать в федеральных органах власти специальный коллегиальный орган для решения национальных вопросов в стране.
Отмечу все же, что среди учебных предметов, роль которых в образовательном процессе должна быть повышена, им были названы русский язык, русская литература, оте­чественная история, но в этот перечень не вошла этнография — специальная наука об историко-культурных общностях, прежде всего о народах, их истории, культуре, социальном развитии и т.д. Однако именно этнографические знания играют существенную роль в формировании мировоззрения у граждан разных национальностей, направленного на возрастание уважения к истории и культуре народов страны и на укрепление представлений об общности исторических судеб народов России, о россиянах как исторической общности.
О необходимости введения всеобщего этнографического образования в таком многонациональном государстве, как Россия, ученые заявляли не раз в 1980-1990-х годах, в том числе и через подготовленную московскими и омскими учеными и опубликованную в 1992 году в журнале “Этнографическое обозрение” резолюцию “Об этнографическом образовании в высшей и средней школе России”. Тем не менее в сознание россиян представления о потерях общества, связанных с всеобщим этнографическим невежеством, так глубоко и не проникли. Отсюда возникла необходимость снова и снова возвращаться к этой проблеме.
Потребность в расширении преподавания этнологии (этнографии) в системе образования начала достаточно четко осознаваться уже в конце 1950-х годов. Тогда впервые ставился вопрос о введении преподавания этнографии в средних школах. С обострением во второй половине 1980-х годов межнациональных отношений, с возникновением конфликтных ситуаций и всеобщей напряженности в связи с остротой национального вопроса в СССР ученые-практики еще раз обратили внимание на всеобщую этнографическую необразованность советских людей.
В начале XXI века напряженность в межнациональных отношениях сохраняется в некоторых странах СНГ, в том числе и в Российской Федерации, а также в странах ближнего зарубежья. По мнению многих ученых, в такой многонациональной стране, какой является Россия, не может быть разночтений о важности этнологических (этнографических) знаний в деятельности специалистов разных профилей, а не только учителей-историков. Но пока получается, что этнология опять будет преподаваться лишь на исторических факультетах университетов и ряда педагогических вузов, кое-где на географических факультетах, в некоторых институтах культуры. Ее не будут изучать ни будущие педагоги других специальностей, ни будущие инженеры, административные работники, работники культуры, медицины и другие специалисты, так как в новых стандартах образования в вузах эта дисциплина отсутствует в качестве общей.
Считаю, что ситуация, в которой этнография фактически не преподается в вузах, средних специальных учебных заведениях и школах России, не может способствовать профилактике кризисных ситуаций в межнациональных отношениях. Получается, что наши специалисты работают, как правило, в разнонациональной среде и, будучи руководителями коллективов и отдельных подразделений, мало что знают о национальностях, об особенностях образа жизни разных народов, а значит, не умеют правильно вести себя в инонациональной среде, часто прямо или косвенно проявляют неуважение к коллегам или просто оскорбляют чувства национального достоинства окружающих их людей.
Если обратить внимание на зарубежный опыт, то, например, в ряде университетов англоязычных стран культурная и социальная антропология (таково название этнографии в этих странах) является обязательным предметом наряду, скажем, с иностранным языком для изучения не только будущими гуманитариями, но и специалистами всех естественно-научных профилей. Почти в каждом университете таких экономически развитых стран, как Канада, США, Япония и другие, функционируют этнологические отделения, факультеты и кафедры.
Сегодня чрезвычайно важным делом является необходимость существенного повышения роли просвещения в достижении гармонизации межэтнических отношений в российском обществе, в ликвидации межэтнической напряженности в ряде регионов страны, в профилактике межнациональных конфликтов. Среди разных форм работы в этом направлении наиболее актуальной является подготовка и выпуск научно-популярных (при этом доступных по цене) книг и видеофильмов по истории и культуре народов и национальных групп отдельных регионов. К сожалению, убедить местные власти в необходимости издания таких историко-этнографических серий не всегда удается. Также мало сдвигов в решении вопросов о введении в систему образования всех уровней такой многонациональной страны, как Россия, преподавания этнологии (этнографии).
Политическое, экономическое, мировоззренческое и воспитательное значение этнологических знаний в современном обществе существенно велико для разрешения территориальных споров между государствами, предотвращения войн, разрешения межнациональных конфликтов, снятия напряженности в межнациональных отношениях, для решения национальных проблем, использования рационального хозяйственного и экономического опыта народов в традиционных отраслях хозяйства, для возрождения и развития культуры, для формирования историзма мышления людей, борьбы против шовинизма и расизма, утверждения идей равенства народов, воспитания уважительного отношения к истории и культуре каждого народа и каждой национальной группы, расширения взаимопонимания между народами.
На обращение к Президенту РФ В.Путину рассмотреть вопрос о включении этнографии в систему преподаваемых в учебных заведениях всех уровней дисциплин был получен ответ из Министерства образования и науки РФ. Он оказался весьма уклончивым: в заключительной фразе было сказано, что государственные образовательные стандарты среднего (полного) общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования “…позволяют образовательным учреждениям в случае необходимости включать в ООП (основная образовательная программа. — Прим. авт.) те или иные дисциплины, в том числе дисциплину “Этнография”. Но ведь, учитывая усложняющуюся ситуацию в России в сфере межэтнических отношений, можно было бы принять решение хотя бы о рекомендации введения этнографии в учебный процесс…
Сегодня в нашей стране наблюдается “расползание” россиян по национальным и конфессиональным “квартирам”, что может привести к росту числа конфликтных ситуаций в стране. В связи с этим, как мне представляется, идеологическую работу нужно направлять сейчас не столько в сторону поддержки национальных общностей и конфессий (хотя это нужно делать обязательно), сколько на пропаганду идеи о россиянах как об исторической (социально-политической) общности, пропаганду расширения и углубления межэтнических связей.
И еще одно существенное предложение. Конечно, все мы, ученые, поддерживаем идею о необходимости создания системы подготовки профессионалов-этнографов (или этносоциологов) в сфере высшего образования, с тем чтобы они могли работать в регионах страны как чиновники и успешно справляться с решением задач в области национальной политики, проводя профилактику межнациональных конфликтов и стабилизируя межнациональные отношения. Именно такая категория чиновников — этаких “инженеров национальной сферы страны” — необходима в будущем как для России, так и для других стран СНГ. Именно они будут заботиться о межнациональном мире в регионах и стране в целом, укреплять историческую общность россиян, а значит, обеспечивать стабильное развитие России.

Анна ШАТАЛОВА

Фото http://www.cr-journal.ru

Нет комментариев