С солнечным приветом.

Коллаборация БОРЕКСИНО представила новые результаты по измерению потока солнечных 7Be-нейтрино и их суточных вариаций, теоретически возможных при прохождении нейтрино сквозь вещество Земли. Погрешность измерения потока частиц составляет менее 5%. Новые результаты позволяют уточнить механизм одного из главных открытий в области физики элементарных частиц в прошедшем десятилетии — нейтринных осцилляций, а также обеспечивают более глубокое понимание ядерных процессов, поддерживающих горение Солнца.
Результаты получены при активном участии группы ученых из Лаборатории ядерных проблем ОИЯИ, которая задействована в эксперименте с самого начала проекта. В международную коллаборацию БОРЕКСИНО также входят научно-исследовательские институты Италии, США, Германии, России, Польши и Франции. С российской стороны в коллаборации участвуют НИЦ “Курчатовский институт”, ПИЯФ РАН и НИИЯФ МГУ.
Детектор БОРЕКСИНО, жидкосцинтилляционный детектор большого объема, установленный в подземной лаборатории Гран-Сассо (Италия),  набирает данные с мая 2007 года. Сцинтиллятор БОРЕКСИНО является самым чистым детектором с точки зрения естественной радиоактивности и  единственным, способным регистрировать солнечные нейтрино в режиме реального времени в области энергий до нескольких МэВ.
Последние измерения БОРЕКСИНО чрезвычайно важны как для понимания физики Солнца и звезд того же класса, так и физики нейтрино. В частности, прецизионное измерение потока бериллиевых нейтрино позволяет провести исследования нейтринных осцилляций в режиме реального времени для энергий ниже 1 МэВ и дает уникальную возможность проверки наиболее предпочтительной модели нейтринных осцилляций в пока не исследованном вакуумном режиме.
Более того, новые результаты БОРЕКСИНО вместе с предыдущим измерением солнечных 8B-нейтрино позволяют выделить на высоком уровне достоверности область, соответствующую большим углам смешивания нейтрино (Large Mixing Angle, LMA) без включения в анализ данных детектора KamLAND для реакторных антинейтрино, то есть в отсутствии предположения CPT-инвариантности фундаментальных взаимодействий. Этот результат особенно важен в свете последних, пока что требующих дальнейших подтверждений, экспериментальных указаний на возможное отличие между параметрами осцилляций нейтрино и антинейтрино. Независимое выделение области параметров LMA-решения, полученное в эксперименте БОРЕКСИНО с использованием только нейтрино, является ключевым моментом для подтверждения согласованности наших представлений о нейтринных осцилляциях.
В ближайшие годы БОРЕКСИНО продолжит набор данных для исследования во всем диапазоне энергий солнечных нейтрино.

Юрий  Горнушкин, Олег Смирнов