Морской узел. Ситуация с научным судном близка к разрешению?

Федеральное агентство научных организаций отправило на Шри-Ланку рабочую группу для разрешения ситуации вокруг научно-исследовательского судна “Академик Николай Страхов”. Этот корабль лишился хода в Индийском океане из-за повреждения гребного вала еще в августе 2013 года. Судно было отбуксировано в порт Коломбо (Шри-Ланка) для ремонта, где и находится по настоящее время. Ученых с судна сразу эвакуировали, но экипаж из 14 человек (все — россияне) остался на борту.
Эта история стала широко известна после того, как в СМИ попала информация о том, что портовые власти Коломбо отключили береговое электропитание судна из-за неуплаты судовладельцем долгов порту. Долг за простой составляет более 50 тысяч долларов.
Отключение берегового электропитания ведет не только к перебоям в освещении, подаче мытьевой воды, прекращению работы канализации и системы кондиционирования воздуха (при 35-градусной жаре), но и к порче продуктов и научных приборов. Кроме того, нахождение в порту обесточенного судна небезопасно для других кораблей. Местные власти грозятся продать НИС “Академик Николай Страхов” за долги вместе с дорогостоящим научным оборудованием.
“Поиск” обратился за разъяснением ситуации к заместителю директора Геологического института РАН по науке, который курирует морские работы, Александру Мазаровичу.
— Александр Олегович, что произошло? Кто отвечает сегодня за судно?
— НИС “Академик Николай Страхов” под флагом РФ, находясь в оперативном управлении ГИН РАН, в 2013 году проводило научно-исследовательские работы в Индийском океане. Потеряло ход 8 августа из-за аварии гребного вала. Об этом были немедленно проинформированы все службы спасения и страховая компания. Ситуация вообще была неприятной: неисправное судно несло на рифы. Было два варианта: подача сигнала SOS или поиск буксира. Первое подразумевает огромные расходы и скандал на весь мир! В итоге выбрали второй.
НИС отбуксировали в порт Мале (Мальдивская Республика), где оно получило всестороннюю помощь от местных властей. В середине октября 2013 года судно было доставлено на буксире в порт Коломбо. Во время якорной стоянки шел активный поиск недорогого сухого дока и судоремонтного завода, а также фирмы-изготовителя линии гребного вала. А 15 ноября 2013 года ГИН РАН получило уведомление за подписью заместителя президента РАН В.Иванова следующего содержания: “Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 27 сентября 2013 года №735 и Федерального закона Российской Федерации от 27 сентября 2013 года №253-ФЗ научно-исследовательский флот РАН, находящийся в оперативном управлении институтов-судовладельцев РАН, передается в ведение ФАНО”.
В настоящий момент судно находится на ремонте, ожидая поступления уже изготовленного и оплаченного уникального вала из Голландии. Сейчас его состояние — “класс приостановлен (аварийный случай)”. Таким образом, оно не только не имеет хода, но и не может выйти в море без окончания регистрового ремонта (обязательного каждые 5 лет) и разрешения Российского морского регистра судоходства. Длительный срок стояния судна в порту Коломбо связан с полным отсутствием финансирования со стороны ФАНО его содержания и ремонта.
— Каким образом ситуация с судном дошла до критической точки?
— Надо сказать, что первая задолженность возникла только в начале 2015 года, когда у института кончились средства. А до этого мы писали десятки писем и докладных во все инстанции. Первый такой документ о необходимости дополнительного финансирования ремонта судна мы отправили в ФАНО 14 января 2014 года.
Писали в РАН и ФАНО. Ответы были одного плана: институт обязан устранить, решить… Последнее такого рода предписание от ФАНО — о немедленном погашении задолженности — институт получил 5 марта 2015 года. Обращались также к послу России в Шри-Ланке, который предупреждал ФАНО о последствиях, в Морскую коллегию и во многие другие организации.
— А почти два года подряд средств хватало?
— Когда произошла авария, руководство Геологического института приняло решение вскрыть валютный резерв — что-то около 1 млн долларов США, чтобы отбуксировать судно с места аварии, потом в Шри-Ланку, поставить его в сухой док на ремонт, заказать новый вал, снять неисправный. Одновременно с аварийным ремонтом судна был начат и регистровый. На это и ушли все изысканные средства.
Как рассказал А.Мазарович, на борту “Академика Николая Страхова” находится уникальное для России научное оборудование: гидроакустический комплекс с глубоководными и мелководными эхолотами, профилограф, встроенный санар и т.д., общей стоимостью не менее 2 млн долларов.
В разосланном на днях пресс-релизе руководство ФАНО заявило, что предпринимает все необходимые меры для того, чтобы помочь Геологическому институту РАН погасить долг. В частности, принято решение о том, что средства на выполнение государственного задания во втором квартале этого года ГИН РАН получит одним из первых. При этом не исключено, что объем финансирования госзадания для НИИ будет увеличен. Одновременно с этим ФАНО готовит представление в Министерство финансов РФ на выделение денег, необходимых для ремонта судна.
В состав вылетевшей в Коломбо комиссии вошли сотрудники правового управления, управления координации и обеспечения деятельности организаций в сфере науки ФАНО, а также представители Геологического института РАН и Института океанологии им. П.П.Ширшова РАН. Специалистам предстоит на месте определить объем финансирования, необходимый для возвращения судна и его команды в Россию.
В день сдачи номера в печать пришла информация, что энергоснабжение на судне восстановлено.
Для справки
Судно вошло в состав научного флота CCCР в 1985 году. Названо в честь академика Николая Страхова (1900-1978), который работал в ГИН с 1934 по 1978 год и внес выдающийся вклад в теоретическую литологию и геохимию осадочных пород. НИС провело 30 научных экспедиций в Атлантическом, Северном Ледовитом и Индийском океанах. Все полученные научные материалы в цифровом виде хранятся в ГИН РАН. Из 54 названий форм подводного рельефа, которые поданы от нашей страны за 30 лет (приоритет открытия) и приняты международным сообществом, 30 были получены в экспедициях НИС “Академик Николай Страхов”.

Андрей СУББОТИН
Фото Сергея ГУСЕВА

Нет комментариев