Классика модерна. Педобразование обновляется.

Проект по модернизации педагогического образования, начатый Минобрнауки РФ в 2014 году, вызвал большой интерес в вузах, реализующих программы педобразования. Число учебных заведений, стремящихся присоединиться к проекту, растет. Онлайн-семинар “Модернизация педагогического образования: основной этап апробации проектов”, состоявшийся недавно в Московском городском психолого-педагогическом университете (МГППУ), собрал проектные команды более чем 30 вузов-участников и соисполнителей, руководителей проектов, представителей оператора программы и экспертного сообщества, а также Министерства образования и науки РФ.

Открывая семинар, Ирина Апыхтина, заместитель директора Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ, отметила, что возрастающий интерес вузов к проекту модернизации профобразования свидетельствует о том, что они воспринимают его не как очередную попытку министерства что-то изменить в системе, а как реальную возможность приобрести инновационный опыт совместного проектирования образовательных программ, соответствующих требованиям профессиональных стандартов.
В 2014 году пройдены два очень важных этапа проекта — разработка и апробация модулей новых образовательных программ. Сегодня таких модернизированных модулей насчитывается уже более ста. В 2015-м предстоит не только оценить эффективность проделанной работы, но и довести модули до состояния, позволяющего тиражировать накопленный опыт.
Сейчас все вузы, участвующие в модернизации, взаимодействуют при экспертной и методической поддержке оператора проекта — МГППУ и соисполнителя — НИУ ВШЭ. Предполагается, что к моменту завершения проекта, то есть к 2016 году, функции оператора возьмет на себя недавно созданный Координационный совет УМО в области образования и педагогических наук. В деятельности Совета самое активное участие принимают люди, разрабатывавшие проект по модернизации педагогического образования, в том числе представители университетов-операторов (МГППУ и Высшей школы экономики). Все это позволит поддерживать и развивать проект, а также очень широко транслировать его результаты.
Председатель Координационного совета академик РАО Виктор Болотов рассказал участникам семинара о том, чем еще намерен заняться Совет в ближайшее время. Во-первых, его задачей станет определение контрольных цифр приема совместно с вузами и заказчиками — органами управления образованием. Во-вторых, есть идея снова начать присваивать лучшим учебно-методическим комплектам федеральный гриф. Иными словами, Совет намерен лучшие образовательные программы и практики, в том числе наработанные в ходе проекта по модернизации педобразования, рекомендовать для включения в реестр Минобрнауки. Перейдя к третьему направлению в деятельности Совета — содержанию педагогического образования, Виктор Болотов откровенно заявил, что “наша подготовка педагогов не только в педвузах, но также в федеральных и классических университетах оторвана от потребностей школы”.
Иллюстрируя свои слова, он рассказал о недавней поездке в вуз, готовящий педагогов:
— Спрашиваю у руководителей, что изменилось в курсах педагогики, психологии и методики преподавания в связи с новыми стандартами школьного образования, а также предстоящим введением профстандарта педагога. И слышу в ответ: “Да мы всегда были готовы к профстандарту! Мы всегда реализовывали компетентностный подход, так что лично нам ничего менять не надо!” Становится понятно, что люди даже не удосужились заглянуть в текст профстандарта. И, конечно же, не имеют ни малейшего представления о компетентностном подходе…
Как считает В.Болотов, модульные программы, разрабатываемые в ходе проекта по модернизации педобразования, позволяют избежать такой профанации идей профстандарта и связанных с ним стандартов школьного образования.
Аркадий Марголис, первый проректор МГППУ, научный руководитель сопровождения проектов прикладного бакалавриата и профессиональной (педагогической) магистратуры, рассказал, как далеко продвинулись участники проекта в 2014 году. Была разработана нормативная база проекта. Подготовлены требования к проектированию и разработке модулей основных профессиональных образовательных программ, соответствующих методологии модернизации педагогического образования, разработаны критерии экспертизы модулей, а также критерии эффективности выполнения самих проектов. Также были разработаны и согласованы с Министерством образования и науки РФ методические рекомендации по апробации модулей. Наконец, операторы провели масштабное повышение квалификации для вузовских команд-разработчиков. После этого участники и соисполнители проекта приступили к разработке самих модулей и их апробации в реальном учебном процессе.
По словам А.Марголиса, большинству команд-разработчиков в ходе реализации проекта пришлось расстаться со многими первоначальными представлениями о том, как должна выстраиваться программа практической подготовки будущих педагогов в соответствии с требованиями профстандарта. И это объяснимо: ведь радикально менять свои подходы и взгляды очень непросто — особенно если речь идет о людях со сложившимся профессиональным мировоззрением.
— В связи с этим хочу подчеркнуть: оператор проекта, будь то МГППУ или НИУ ВШЭ — не есть истина в последней инстанции, никаких директив мы никому не навязываем, — добавил проректор. — Если мы видим, что в проекте заложена ошибка, мы говорим о ней и предлагаем варианты, как можно ее устранить. Однако если команда-разработчик уверена в своей правоте и не согласна с нашими критическими замечаниями, она вправе свое решение не менять. В конце концов, за эффективность проекта любая команда отвечает перед руководством своего вуза, а вуз, в свою очередь, перед заказчиком, то есть Министерством образования и науки РФ.
Главным событием 2015 года в реализации проекта станет разработка процедуры и инструментария независимой оценки сформированности профессиональных компетенций тех студентов, которые пройдут обучение по новым модулям.
— В этом, если хотите, принципиальная новизна, кардинальное отличие проекта от всех других, — сказал Аркадий Марголис. — Но в этом и огромная ответственность, которая ложится на всех нас. Результативность проекта — вовсе не сдаваемые в Министерство образования и науки РФ фолианты с описанием модернизированных модулей, а те реальные образовательные результаты, которые студенты — будущие педагоги — покажут, пройдя процедуру независимой оценки их профессиональных компетенций.
Говоря о разработке этой процедуры, Аркадий Марголис подчеркнул, что в феврале и марте во время работы курсов повышения квалификации, которые в очной и дистанционной форме откроются на площадках вузов — участников проекта, будут созданы рабочие группы по разработке контрольно-измерительных материалов (КИМ).
— Мы стремимся к максимально широкому участию всех без исключения вузов-исполнителей и соисполнителей проекта, а также любых других заинтересованных образовательных организаций в разработке КИМов, — заметил А.Марголис. — Именно они лягут в основу процедуры оценки сформированности профессиональных компетенций будущих педагогов в соответствии с профстандартом педагога и новыми ФГОСами.
Образовательные модули, которые по итогам независимой оценки окажутся самыми эффективными, будут поддержаны Координационным советом и лягут в основу сетевых программ в рамках взаимодействия вузов.
Анатолий Каспржак, руководитель Центра развития лидерства в образовании Института образования НИУ “Высшая школа экономики”, научный руководитель сопровождения проектов академического бакалавриата и исследовательской магистратуры, рассказал о том, как будет проходить экспертиза новых образовательных программ. Задача первого этапа — найти то принципиально новое, что появилось в каждом представленном модуле. Затем последует осмысление сути изменений — в его содержании, технологии и организации. При этом, подчеркнул Анатолий Каспржак, оператор отвечает только за то, чтобы разрабатываемые модули соответствовали ФГОС, были ориентированы на профстандарт педагога, на какую-то основную образовательную программу, частью которой может стать тот или иной модуль. Решение, за счет чего все это будет сделано (технологически, организационно), остается за вузами.
Подводя итоги вебинара, Анатолий Каспржак сформулировал главную задачу проекта по модернизации педагогического образования в России:
— Мы планируем в любом вузе, обучающем будущих педагогов, организовать деятельность студента таким образом, чтобы ориентировать его на достижение новых образовательных результатов, позволяющих ему овладеть профессиональными компетенциями и трудовыми функциями, необходимыми для работы в условиях нового федерального государственного образовательного стандарта и профстандарта педагога.

По материалам пресс-службы МГППУ

Нет комментариев