Удовольствия ради. Работа инноватора должна быть приятной.

За последние 10 лет объем финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок в России увеличился в 10 раз — с 48 до 486 млрд рублей. Более триллиона рублей потрачено в эти годы на создание инновационной инфраструктуры. Немалые деньги вложены в стимулирование инновационных процессов через институты развития. В общем, создана мощная система освоения бюджетных денег, которые выделяются на инновационные цели.
Тем не менее финансовые затраты страны в этой области несоизмеримы с полученными результатами. Это наиболее коррупциогенный сектор экономики, в котором трудно проверить эффективность расходования бюджетных средств. Такого мнения придерживается директор Республиканского научно-исследовательского института интеллектуальной собственности Владимир Лопатин. На третьем Международном форуме “Инновационное развитие через рынок интеллектуальной собственности”, который состоялся в Москве, он выступил с докладом, где рассказал о причинах неконкурентоспособности России на рынке инноваций и предложил пути решения проблемы.
Инновационное развитие возможно только при наличии рынка интеллектуальной собственности, сказал В.Лопатин. На этом рынке наряду с товарами и услугами должны быть права на результаты интеллектуальной деятельности. Системная ошибка чиновников в непонимании того, что незащищенные результаты интеллектуальной деятельности и документально оформленные в соответствии с законом — это разные вещи. В результате мы строим рынок, не понимая, что на нем можно продавать.
В числе серьезных просчетов, допущенных в последние годы, В.Лопатин назвал преобразование Минпромнауки в два ведомства с передачей функций главного координатора, отвечающего за выработку инновационной политики в нашей стране, Министерству образования и науки. “Минобрнауки формирует госзаказ на новые знания, которые не интересны реальному сектору экономики, — считает В.Лопатин. — В результате импортозависимость в базовых отраслях экономики увеличилась до 90%”.
В то же время у нас появляются патенты, которые нужны только для того, чтобы исполнитель мог отчитаться перед госзаказчиком о своей работе или использовать его при защите диссертаций. Так, в одном из технических вузов, лидеров по патентованию, на 1500 патентов за 10 лет пришлось только 7 лицензионных продаж. (В инновационно развитых странах продаются все запатентованные результаты научно-технической деятельности). А в одном из федеральных университетов из 160 действующих патентов РФ за последние 5 лет не было ни одного лицензионного договора и договора отчуждения. По мнению В.Лопатина, распределять деньги на развитие реального сектора экономики должны те, кто отвечает за этот сектор.
В нашей стране вместо формирования инновационной экономики прилагаются усилия по созданию экономики знаний. Между тем показатели эффективности этих двух экономик существенно различаются. Если во второй можно оценивать результативность НИОКР по числу публикаций и семинаров, то для первой важнее количество проданных прав на результаты интеллектуальной деятельности, высокая доля интеллектуальной собственности в структуре цены новой продукции, большой объем продаж этой продукции.
Парадоксальную ситуацию, сложившуюся в сфере инноваций, описал руководитель Роспатента Борис Симонов. За последние 7 лет в нашей стране было вдвое увеличено число выданных охранных документов РФ на объекты интеллектуальной собственности. “В этом мы вторые в мире после Китая, — уточнил Б.Симонов, — у них удвоение произошло за 5 лет. Если судить по количеству этих документов на душу населения, то мы даже опережаем Китай, хотя абсолютное число поддержанных заявок у нас, конечно, меньше”.
На первый взгляд, динамика хорошая. Тем не менее Б.Симонов отметил диспропорцию между десятикратным увеличением государственного финансирования НИОКР и всего лишь удвоением числа выданных охранных документов. “Россия тратит беспрецедентно много денег, получая при этом беспрецедентно низкий результат”, — сделал вывод руководитель Роспатента. Наше государство является главным инвестором, вкладывая в НИОКР свыше 60% от общей доли их финансирования. В развитых странах 70-75% НИОКР финансируются бизнесом, которому выгодно, чтобы государство вкладывало хотя бы 25-30%.
Одной из причин того, что результаты интеллектуальной деятельности в нашей стране не патентуются так активно, как этого хотелось бы, является отсутствие мотивации у разработчиков их капитализировать. “Пока мы не создадим систему, в которой каждый изобретатель поймет, какую отдачу, какое удовольствие испытает, получив награду за свой умственный труд, пока он не будет стимулирован, ситуацию мы не изменим”, — уверен Б.Симонов.
Значит, один из способов заинтересовать изобретателя — предоставить ему возможность стать богатым. Как это сделать? Это был один из самых дискуссионных вопросов форума. Секретарь Пленума Верховного суда РФ, судья Верховного суда РФ Владимир Дорошков дополнил его: “Как умному стать богатым, остаться в живых и на свободе?” В области инноваций все без исключения разбогатеть не смогут, это та сфера, где будут частыми конфликты интересов между разными сторонами. При этом В.Дорошков отметил, что в последние годы повысилось правосознание граждан, они стали чаще защищать свои права на интеллектуальную собственность в суде.
Пленарная сессия форума состояла из восьми докладов. Об опыте работы в инновационной сфере, успехах, проблемах, перспективах развития рынка интеллектуальной собственности рассказали регионалы. В частности, управляющий филиалом “Газпромбанка” в Татарстане, советник премьер-министра республики Борис Павлов в своем выступлении обратил внимание на тот факт, что Татарстан стал единственной республикой, руководители которой приняли решение о разработке первой на постсоветском пространстве региональной программы развития рынка интеллектуальной собственности. А начальник управления по инновационной политике администрации Магаданской области Галина Голобокова рассказала об инновационном потенциале особых экономических зон и возможностях развития ОЭЗ в Магадане.
В программе форума были также круглый стол, посвященный проблемам формирования рынка интеллектуальной собственности в странах СНГ, и Международный семинар о практике институтов и вузов Евросоюза и СНГ в управлении и защите интеллектуальной собственности.
По результатам работы был подготовлен обширный итоговый документ. Участники мероприятия рекомендуют государствам СНГ усилить интеграцию в глобальном научно-техническом, инновационном и образовательном пространстве. Национальным парламентам предложено усовершенствовать порядок выделения бюджетных средств на НИОКР с участием реального сектора экономики и принять меры к снижению уровня коррупции в этой сфере, ужесточить ответственность исполнителей и должностных лиц за несанкционированное использование информации, содержащей результаты интеллектуальной деятельности, полученные при реализации госконтрактов на НИОКР.
При подготовке Межгосударственной программы инновационного сотрудничества государств-участников СНГ до 2020 года и национальных стратегий инновационного развития национальным правительствам рекомендовано не использовать цели, принципы и показатели эффективности развития так называемой экономики знаний. Полный текст документа занимает несколько страниц и представлен в Интернете по адресу: http://rniiis.ru.

Елена МОРГУНОВА

Нет комментариев