Эра миллиардеров. Наука может приносить доход. - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Эра миллиардеров. Наука может приносить доход.

До и после новогодних каникул были приняты весьма важные для сибирской науки решения, определившие, как сказал председатель СО РАН академик Александр Асеев, “траекторию движения в 2015 году”. Об этих ключевых постановлениях Александр Леонидович рассказал на традиционной встрече с журналистами в преддверии Дня российской науки.

Так, в конце декабря 2014 года было подписано постановление Правительства РФ о бюджетных инвестициях в строительство “Национального гелиогеофизического комплекса РАН” на базе Института солнечно-земной физики (Иркутск). Планируется построить 5 объектов общей стоимостью 7 миллиардов рублей в Саянах, где уже работает солнечная обсерватория ИСЗФ. С помощью нового уникального комплекса астрономических приборов на новый качественный уровень выйдут исследования по физике Солнца, физике ионосферы, изучению ближайшего космоса.
Не менее весомый новогодний подарок сделал ученым и губернатор Новосибирской области Владимир Городецкий – 30 декабря было подписано постановление правительства Новосибирской области о включении Новосибирского академгородка в единый государственный реестр объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Этот документ кладет конец длительным спорам о судьбе Академгородка, начавшимся с академической реформой, гарантирует сохранность лесных массивов вокруг Новосибирского научного центра и позволит избежать точечной застройки.
В середине января 2015 года подписано распоряжение Правительства РФ о создании в Томской области инновационно-территориального кластера “ИНО Томск”, предусматривающее крупные инвестиции в научно-образовательный комплекс, что повлечет заметную активизацию работ в сфере высоких технологий с непосредственным участием институтов Томского научного центра.
Работают над новыми технологиями на благо региона и институты Новосибирского научного центра – правительством Новосибирской области и мэрией города формируется программа реиндустриализации и импортозамещения, которая, в основном, базируется на разработках ННЦ.
Александр Леонидович отметил, что результаты исследований институтов СО РАН становятся все более востребованными. Так, прошедший год показал, что институты стали значительно больше зарабатывать – объем финансового оборота вырос в среднем на 25-30%. У лидера – Института ядерной физики – годовой оборот перевалил за два миллиарда, причем из них только 40% – бюджетная составляющая, остальное институт зарабатывает. В СО РАН есть еще два института-”миллиардера” – Институт физики полупроводников и Институт катализа, скоро к ним присоединятся Институт нефтегазовой геологии и геофизики и Институт цитологии и генетики.
Финансовые результаты базируются на интеллектуальных достижениях. Например, Новосибирский госуниверситет, свыше 80% преподавателей которого – сотрудники институтов СО РАН, “досрочно” вошел в ТОП-100 лучших университетов мира по физическим наукам (рейтинг журнала Times Higher Education за 2014-2015 годы).
Что касается организационных перестроек, в частности структуризации научных учреждений, председатель СО РАН подчеркнул: осмыслены только те проекты, которые несут очевидный выигрыш и институтам, и науке. Так, Сибирское отделение поддерживает два пилотных проекта по созданию федеральных исследовательских центров. Во-первых, это Федеральный центр генетических технологий на базе Института цитологии и генетики СО РАН, где планируются вложения в обновление приборной базы на сумму 5 миллиардов рублей на протяжении пяти лет, что позволит объединившимся Институту цитологии и генетики и Сибирскому НИИ растениеводства выйти на разработку прорывных генетических технологий для агропромышленного комплекса. Во-вторых, Федеральный исследовательский центр угля и углехимии на базе трех институтов Кемеровского научного центра СО РАН. Во всех остальных случаях академик Асеев призвал с осторожностью относиться “к потере юридического лица”.
Есть перемены и у медиков. Председатель Сибирского отделения медицинских наук академик Любомир Афтанас отметил, что с 2015 года наконец-то в отчетной документации академических медицинских институтов появилось понятие “тематический больной”, что позволяет получать госзаказ под изучение конкретной болезни на конкретном примере.
Среди приоритетных задач на ближайшие годы Любомир Иванович видит исследования в области нейродегенеративных расстройств, так как медики считают, что к 2020 году депрессия прочно займет второе место по распространенности после сердечно-сосудистых заболеваний со всеми сопутствующими рисками, в первую очередь – суицидальным. Сибирское отделение медицинских наук вошло в международный консорциум ENIGMA (Enhancing Neuro Imaging Genetics through Meta-Analysis), в котором ученые более 100 стран мира работают над исследованием генеза нейродегенеративных расстройств. По словам академика Афтанаса, депрессия – актуальная проблема, в том числе, и для научного сообщества, поэтому медики продолжают работать над поиском “быстрого ответа”. Среди других ключевых направлений исследований – новые решения для персонализированной медицины, клеточные технологии с акцентом на генную инженерию.
Если кто и выиграл от последствий реформы РАН и политики санкций, так это представители аграрной науки.
 – Считаю, объединение академий давно назрело, – прокомментировал председатель Сибирского отделения аграрных наук академик Александр Донченко. – Сельскохозяйственные институты раньше финансировали по остаточному принципу, а теперь перед нами ставят серьезную задачу: наполнить холодильники наших граждан недорогими отечественными продуктами. Но и деньгами не обделяют.
Структуризация в сельхозакадемии уже началась – на базе семи новосибирских институтов будет создан Сибирский федеральный центр агробиотехнологий с филиалами в Томске и Кемерове и три региональных научных центра – на Алтае, в Красноярске и в Омске. Все институты Сибирского федерального центра будут работать над масштабным интеграционным проектом в области импортозамещения – “Агробиотехнологии и продукты питания Сибири”.
В приоритетах аграриев – точечное земледелие, можно сказать, “персонализированное сельское хозяйство”: определенные культуры нужно сеять на определенных почвах, которые обрабатываются по специальным технологиям, причем “трактором без тракториста”, управляемым с помощью геоинформационных технологий. Подобные опытные поля уже имеются в Томской области. А для наполнения холодильников земляков Сибирский НИИ сыроделия разработал новые технологии производства сыров с повышенным сроком годности. Экспериментальные образцы производятся на Алтае и, по словам членов Президиума РАН, дегустировавших продукт, по вкусовым свойствам ничуть не уступают французским аналогам.