Познается в динамике. Социологи присматриваются к обществу.

Социальная динамика и все усложняющаяся общественная жизнь предъявляют сегодня повышенные требования к социологическому знанию. Прежде всего в том, что касается объяснения явлений и процессов, происходящих как в отдельных сферах жизни общества, так и в обществе в целом. Потому, считают ученые-социологи, столь важно вести многоплановое рассмотрение социальных процессов и явлений, причем в их взаимосвязи, создавать базы данных, отражающих состояние и динамику развития массового сознания и поведения россиян в условиях и стабильных, и кризисных общественных ситуаций.
С учетом этого Институт социологии РАН инициировал научный проект, поддержанный Российским научным фондом (РНФ), который нацелен на многоаспектное изучение трансформационных процессов в пореформенной России, причем в различных, но взаимосвязанных контекстах, а именно: в социально-экономическом, политическом, социокультурном и этнорелигиозном (“Поиск” №52, 2014). Напомним, проект, рассчитанный на три года, предусматривает проведение общероссийских социологических исследований мониторингового характера с использованием репрезентативной выборки объемом четыре тысячи респондентов в возрасте от 18 лет и старше, проживающих во всех территориально-экономических районах РФ и всех типах поселений.
Результаты первой “волны” мониторинга — резюме доклада “Российское общество в контексте новых реалий” — исполнители представили широкой общественности на пресс-конференции в ТАСС. Среди основных задач, которые поставили перед собой ученые в ходе работ, оказались: социологическое измерение текущего социально-экономического положения населения и влияния его динамики на массовые оценки россиянами социальных перемен в стране; выявление степени удовлетворенности российских граждан различными аспектами своей жизни в контексте взаимоотношений общества и власти; анализ динамики ценностных ориентаций, мировоззренческих и нравственных ориентиров россиян в контексте новых реалий; выявление восприятия образа “Русского мира” в российском самосознании, оценка влияния на него событий на Украине; социологическая диагностика внешнеполитических ориентаций российских граждан в условиях обострения отношений России с США и ведущими странами Западной Европы; апробация социологических показателей и индикаторов, позволяющих исследовать роль социокультурной, политической, гражданской, этнической и религиозной идентичностей в процессах формирования жизненных установок, направленных на консолидацию российского общества. Использование контекстного и много­аспектного подходов к осуществлению социологического анализа позволило исследователям представить ряд “тезисов о главном”. Вот некоторые из них.
Тезис первый
Социально-экономический контекст происходящих в стране процессов характеризуется неоднозначным восприятием россиянами новых реалий повседневной жизни. Большинство населения оценивает ситуацию в стране как напряженную, кризисную, а треть воспринимает ее как нормальную, спокойную.
Анализ динамики массовых оценок в последние годы показывает, что в период после экономического кризиса 2008-2009 годов негативные оценки ситуации в стране демонстрировали тенденции к снижению, в то время как положительные оценки росли. Однако к концу 2014 года произошел заметный рост (с 43 до 53%) доли населения, считающего ситуацию в стране напряженной, кризисной. Ресурсом этого роста стало снижение доли тех, кто ранее затруднялся дать конкретную оценку процессам, происходящим в стране.
Оценки общественной ситуации дифференцируются по ряду параметров, ключевым из которых выступает самооценка индивидом своего материального положения. Влияние на нее оказывают также возраст и тип поселения. Причем в наибольшей степени обеспокоены текущей ситуацией жители мегаполисов.
Отвечая на вопросы о направлениях социальных перемен в стране за последний год, россияне разделились на две сопоставимые по численности группы, отмечающие перемены к лучшему (45%) или к худшему (43%). При этом при сопоставлении результатов опросов разных лет наблюдается все большая поляризация мнений по данному вопросу среди населения, что свидетельствует о растущем различии реального положения представителей разных социальных групп.
Позитивные оценки населения преобладают над негативными в двух сферах общественной жизни: борьба с терроризмом и состояние экономики страны. Что касается уровня жизни населения, ситуации в области прав и свобод, развития демократии, а также сферы борьбы с коррупцией, закона и порядка, то здесь оценки россиян неоднозначны: изменения, происходящие в этих сферах, оцениваются как положительно, так и отрицательно. В оценках изменений в сфере межнациональных отношений доля отмечающих их негативную направленность максимальна в мегаполисах — более половины, что подчеркивает особую остроту данной проблемы именно для жителей крупных городов. Наконец, в сфере международного положения страны, ситуации в социальной сфере, морального состояния общества преобладают негативные оценки динамики происходящих в них процессов.
Что же касается ожиданий населения относительно будущего страны, они могут быть охарактеризованы как сдержанно тревожные: почти половина респондентов сходится во мнении, что страну ожидают трудные времена, четверть россиян считает, что страна будет развиваться успешно, и аналогичная доля не ожидает никаких принципиальных изменений в развитии страны. Причем подобная тревожность свойственна россиянам в отношении не только ситуации в России, но и в мире.
Социальный контекст происходящих в стране трансформаций отражается в противоречивом социально-психологическом состоянии населения. Немногим более половины наших сограждан позитивно оценивает свое психоэмоциональное состояние, и почти половина россиян к концу 2014 года отличалась негативным социально-психологическим самочувствием (четверть ощущала чувство тревоги, каждый пятый испытывал апатию, раздраженность, реже — озлобленность).
Тезис второй
Уровень доходов россиян не только по статистическим, но и по социологическим данным за последние годы заметно вырос. Тенденция заметного роста прослеживалась и в последние год-полтора, что сказалось как на умонастроениях населения, так и на умонастроениях власти. И у тех, и у других это вызвало своего рода “эйфорию относительного благополучия”, которая, вместе с тем, еще слабо подкрепляется реальной динамикой роста ресурсообеспеченности россиян в целом.
Доходы более двух прожиточных минимумов на каждого члена домохозяйства имеют лишь около 45% населения. Это означает, что ухудшение экономического положения в России происходит в условиях, далеко не радужных для домохозяйств (как бы ни противоречили этому данные о росте доходов населения за последние годы). К тому же доходы населения очень дифференцированы: даже в массовых его слоях, попадающих в социологические опросы, разрыв между группами россиян, имеющих максимальные и минимальные доходы, весьма велик. По разным слоям такой разрыв составляет от 4,5 до 40 раз.
На общую дифференциацию доходов в стране накладываются глубокие региональные и поселенческие неравенства. Уровень доходов массовых слоев населения страны различается в зависимости от субъекта Федерации более чем в три раза. В итоге в регионах существует разный “запас прочности” на уровне домохозяйств. Дополнительно усложняют картину социальной диагностики глубокие общественные неравенства, которые, совмещаясь в условиях разной поселенческой структуры с региональными неравенствами, еще больше усугубляют неравенства в доходах, доступе к качественной медицине и образованию. При этом наблюдается общая закономерность: чем мельче населенный пункт, тем хуже в нем и все показатели, характеризующие доходы его жителей, их удовлетворенность собственной жизнью в целом.
Многоаспектный анализ степени удовлетворенности человека (его семьи) своей жизнью позволил выявить “линии” наибольшей и наименьшей зависимости того, что определяет позитивную и негативную оценку жизнесуществования. Так, хорошая оценка жизни в целом, прежде всего, связана с высокой удовлетворенностью человека отношениями в семье, питанием, одеждой, жилищными условиями, возможностями общения с друзьями. В свою очередь, неудовлетворенность тем, каким образом складывается жизнь в целом, связана в первую очередь с плохой оценкой места проживания, своего статуса в обществе, возможностей получения необходимого образования и самореализации.
Тезис третий
Результатом неравенств в распределении доходов в разных типах поселений выступает значительная дифференциация в уровне жизни локальных сообществ. Наибольшей остротой неравенств (если говорить о полярных группах населения) характеризуются столицы субъектов Федерации: разрывы в уровне доходов “верхов” и “низов” здесь самые большие.
Менее остро стоит проблема неравенств в других городах, где данный разрыв не так велик, как в более крупных населенных пунктах. Наименее же остро проблемы неравенств проявляются в настоящее время не столько в селах, где картина их напоминает среднюю по России, сколько в поселках городского типа.
Обращает на себя внимание, что даже в относительно спокойные в экономическом плане периоды ситуация с работой беспокоит достаточно большое число россиян. Так, осенью 2014 года только треть работающих оценивала свою ситуацию на работе на “хорошо”, каждый десятый воспринимал ее как плохую, а остальные рассматривали ее как удовлетворительную. Достаточно скептически относились россияне и к перспективам стабильности собственной занятости: 40% работающих россиян считали вполне или очень вероятным то, что уже в ближайший год они смогут оказаться без работы…
Риски безработицы и страхи ее, как и доходы, сильно дифференцированы по регионам, типам поселений и профессиональным группам. Наиболее неуверенно чувствуют себя жители средних городов с численностью населения от 250 до 500 тысяч человек — половина из них считает потерю работы в ближайший год возможной. Наибольшую обеспокоенность перспективами своей занятости проявляют работники торговли и сферы бытового обслуживания, а также технический персонал офисов и прочие служащие без высшего образования.
Тезис четвертый
Последние два десятилетия ознаменовались значительным сокращением занятости в госсекторе. При всех плюсах данного процесса с точки зрения реализации задачи перехода к рыночной экономике он имеет и ряд негативных сторон. Прежде всего, отмечается более низкая социальная защищенность работников приватизированных и особенно вновь созданных частных предприятий.
Если в 1990-е годы переход в частный сектор фактически означал автоматический рост зарплаты, то ныне картина принципиально иная. Уровень доходов работников практически выровнялся по предприятиям всех типов собственности, что говорит о постепенном преодолении необоснованных неравенств в этой области. Однако в госсекторе доля работников с высшим образованием более чем вдвое выше, чем на приватизированных и вновь созданных частных предприятиях. Такая ситуация с доходами работающих в госсекторе означает, что, несмотря на рост зарплат бюджетников в последние годы, для госсектора по-прежнему характерна недооценка уровня квалификации при установлении работникам размера зарплаты.
Тезис пятый
В целом, как показывают результаты исследования, население России скорее удовлетворено своей жизнью, чем не удовлетворено ею. При этом выявляется неоднозначная картина самооценок россиянами различных аспектов собственной жизни.
С одной стороны, наиболее распространенными во всех сферах, кроме отношений в семье и с друзьями, являются оценки “удовлетворительно”, которые дает более половины населения. Однако по ряду позиций картина в течение 2014 года ухудшилась. Особенно существенно — по ситуации на работе, возможностям отдыха в период отпуска и проведения досуга. С другой стороны, позитивные оценки россиян продолжают доминировать по степени распространенности над негативными (причем по большинству аспектов их жизни). А по некоторым из них (удовлетворенность собственным социальным статусом, уровнем личной безопасности) показатели превышения доли позитивных оценок над негативными даже выросли. Важно подчеркнуть: показатели удовлетворенности населения своей жизнью в последние годы достаточно устойчивы.
Растет число россиян, довольных своими реальными возможностями удовлетворения базовых потребностей человека, причем как физиологических (питание, одежда, “крыша над головой”), так и социальных (хорошие отношения в семье и с друзьями). Это не могло не сказаться и на устойчивости высоких показателей доли наших сограждан, оценивающих в целом свою жизнь как хорошую.
В то же время, отмечая данный факт как, безусловно, положительный, сильно радоваться не стоит. Так, оценивая свои возможности удовлетворения базовых физиологических потребностей, значительное большинство россиян (59-70%) дает им удовлетворительную или плохую оценку. В итоге лишь немногим более трети наших сограждан оценивает свою жизнь в целом как хорошую. В настоящее время самооценка своей жизни на “хорошо” более типична в России для людей с традиционным набором ценностей, которые ориентированы на их “микромир”. В то же время есть и более “продвинутая”, ориентированная на социум в целом, часть населения с более сложной структурой потребностей, которая имеет возможность удовлетворять их в полной мере и которая также вполне довольна своей жизнью. Кстати, с увеличением возраста доля оценивающих свою жизнь как хорошую падает с 45 до 25%. Однако неудовлетворенность жизнью при этом не растет, находясь во всех возрастных группах на уровне 5-6%…

 

Подготовила Нина ШАТАЛОВА

ПОДРОБНЕЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНЫ В ПРИЛОЖЕНИИ В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев