Идем на обгон? Разработан комплекс научно-практических инструментов для капитального ремонта нашего автопрома.

Почему отечественному автопрому далеко до мировых лидеров? Отчего качество наших автомобилей оставляет желать лучшего? Причин можно насчитать немало. Устранить их, решить проблемы пытаются менеджеры, инженеры, ученые. В их числе — молодой доктор технических наук Владимир КОЗЛОВСКИЙ.
Окончив политехнический институт с красным дипломом, он устроился работать в ОАО “АвтоВАЗ”… грузчиком. Сегодня об этом экзотическом эпизоде своей биографии Владимир вспоминает с улыбкой. Больше судьба подобных испытаний не устраивала, все складывается благополучно и в служебном и в личном плане. Еще на заводе стал заниматься научными разработками, потом перешел в университет, где продолжил научные изыскания и встретил свою будущую жену. Сына Колю считает одним из главных достижений в жизни.

В 2013 году Владимир стал лауреатом первого Всероссийского конкурса “Лучший молодой ученый” и вошел в Федеральный реестр экспертов научно-технической сферы Республиканского исследовательского научно-консультационного центра экспертизы — РИНКЦЭ. Сейчас заведующий кафедрой Поволжского государственного университета сервиса (Тольятти) профессор В.Козловский разрабатывает комплекс научно-практических инструментов обеспечения качества и надежности продукции крупных машиностроительных предприятий, их услуг на примере автомобильной промышленности. Исследования ведутся в рамках проекта, поддержанного грантом Президента РФ.
— Претензии потребителей продукции нашей автомобильной промышленности, хорошо изученные аналитиками, отражают срез основных проблем отрасли, — говорит Владимир Николаевич. — Это невысокий уровень качества и надежности самой продукции, а также услуг, которые должны обеспечивать предприятия. Именно от этих параметров напрямую зависит конкурентоспособность отечественных автомобилей. Даже при активном сотрудничестве с западными компаниями, использовании передовых инструментов далеко не всегда удается гармонично “связать” их с системой управления качеством на предприятиях.
Одна из главных причин — системные проблемы. Недостаточно представить на рынок качественный продукт. Необходимо обеспечить внутри предприятия эффективное функционирование всех процессов. Нужно активно внедрять инструменты межфункционального взаимодействия подразделений, а также привлекать специалистов-экспертов к решению важных задач, связанных с качеством и надежностью продукции и услуг. Надо разработать единые правила измерения этих параметров, добиться четкого,  однозначного понимания их важности высшим звеном руководства предприятия.
Еще одна ключевая проблема российских машиностроителей — отсутствие инструментов измерения качества продукта потребителями. Все это входит в круг задач, решение которых дольше откладывать нельзя. Нужно создать эффективный комплекс, вобравший все такие инструменты — организационно-технические и информационно-аналитические. Этим и занята наша команда, хорошо изучившая процессы, происходящие в автомобильной промышленности. Нас уже можно считать аналитиками в этой области. Мы проходили обучение в европейских технических центрах, а сейчас системно занимаемся проведением тренингов и семинаров на экспертном уровне.
— И что вы, как аналитик, можете сказать об уровне подготовки тех, кто выпускает автомобили?
— Если говорить о нашей стране, то, в первую очередь, хотел бы отметить мощнейшую инженерную школу, создавшую комплекс информационных инструментов измерения уровня надежности техники в эксплуатации. Если сравнивать с мировыми лидерами, то могу с уверенностью сказать, что мы, в общем, не отстаем. А в некоторых вопросах даже лучше других. Например, регистрация отказа на предприятиях сервиса и его первичный анализ в аналитической службе качества у нас проводятся быстрее. Другой пример — кодификация отказов. У нас принят инженерный подход: при выпуске новой продукции разрабатывается полный кодификатор отказов на основе предшествующего и текущего опыта. Он не меняется со временем, что дает возможность доступа к базам данных за ранние периоды. Добавлю, что у некоторых ведущих иностранных производителей базы актуализируются так, что информацию о предшествующем опыте добыть непросто.
Еще одна важная особенность — широта компетенций наших специалистов. Российские инженеры имеют широкий технический кругозор, благодаря чему они эффективно решают многие производственные проблемы. На Западе принята матричная модель, каждый специалист имеет очень жесткие границы компетенций в пределах своей ячейки. Хорошо ориентируясь в собственном конкретном деле, за его рамками он теряется и при возникновении нетривиальных ситуаций не может предложить нестандартных творческих решений.
Что касается мировых лидеров, то нельзя отрицать их достижения в вопросах организации аналитики и управления качеством путем сбора и обработки информации почти из всех возможных источников. Кроме того, они создали систему, способную транслировать “голос потребителя” в готовый продукт и услугу соответствующего качества. Результаты аналитических исследований позволяют проникнуть в суть текущих и будущих запросов. Мы понимаем, что потребителя устраивает или не устраивает в продукте, кроме того, он может дать пищу для размышления относительно перспектив развития продукции и услуг.
Мировые лидеры подошли к сути требований стандарта Международной организации по стандартизации — ИСО 9001 “Ориентация на потребителя”. Эта проблема комплексная, состоящая из нескольких элементов. Поясню, что имеется в виду.
Во-первых, вся система маркетинговых исследований, в том числе бенчмаркинговых, сконцентрирована на вопросах качества и надежности продукции и услуг. Бенчмаркинговые маркетинговые исследования — это исследования рынка конкурентов. Подразделения службы качества — инициаторы и основные получатели результатов исследований в области удовлетворенности потребителей. О нашей стране мы можем сказать, в принципе, то же самое. Но! Глубокий анализ процессов на российских предприятиях показывает, что маркетинговые исследования в области удовлетворенности потребителей качеством продукции и услуг не проводятся как инициатива и результат работы службы качества. Они ведутся как бы параллельно с общей текущей работой и особо не влияют на стратегию развития предприятия.
Во-вторых, на Западе научились разрушать функциональные границы между подразделениями компаний — для повышения эффективности процессов. А у нас — нет.
Один из моих докладов на конференции “Качество — основа конкурентоспособности продукции автопрома”, которая проходила в Набережных Челнах в 2013-м, назывался “Мощная аналитика и межфункциональный подход”. Мы считаем, что на предприятии нужно создать такую аналитическую службу качества. Это позволит наиболее полно понимать потребности потребителей по всем аспектам, влияющим на удовлетворенность и лояльность. Служба качества должна транслировать требования потребителей, а потом на межфункциональном уровне определять приоритеты развития продукции и услуг, в конечном счете — стратегию развития компании в области качества.
Еще один важный аспект — фирменный сервис (продажа, обслуживание, ремонт). Многие предприятия российского сектора машиностроения забывают о том, что высокотехнологичная продукция нуждается в качественном сервисе. Более того, кажется, что и руководители сервисных предприятий забывают о миссии своего бизнеса. Для построения эффективной, с точки зрения качества, фирменной сети требуются комплексные программы, включающие базовые инструменты управления. Во главе таких программ должны стоять компании — производители продукции. Именно головная компания обладает всеми компетенциями и возможностями для организации сервисных процессов. Но сначала нужно выстроить достаточно жесткую систему контроля качества обслуживания на сервисных предприятиях и ввести их в определенные границы базовых стандартов деятельности. Такова практика работы ведущих автомобильных концернов в мире.
— Какие задачи вам приходится решать в ходе исследования?
— Суть нашего нынешнего проекта — собрать в единое целое различные организационно-технические, информационно-аналитические и другие инструменты, обеспечивающие передовой уровень разработок в области управления качеством. Мы их получаем и формализуем при исследовании опыта лидеров отечественного и мирового автомобилестроения. Разрабатываем и собственные научно-практические инструменты гармонизации в рамках единого комплекса улучшения качества и надежности продукции и услуг крупного машиностроительного предприятия. Комплекс рассчитан на внедрение в практику больших компаний — через эволюцию процессов. Мы не ломаем существующие связи внутри и вне компании. Наоборот, комплекс позволяет повысить эффективность качества продукции и услуг через планомерное развитие системы менеджмента качества предприятия и активное внедрение межфункциональной модели работы, в первую очередь на экспертном уровне.
— Что включает в себя комплекс?
— Приготовьтесь: перечислять придется долго. Итак, первая составляющая — это аналитические, в том числе бенчмаркинговые, инструменты исследования качества продукции и услуг. Это анкетные исследования потребителей. Их результаты переводятся с языка простого потребителя, не разбирающегося в технических аспектах функционирования объекта, на инженерный язык, понятный экспертам производителя. А также трансформируются в количественные оценки продукции по разным показателям (качество, надежность, удовлетворенность, жалобы). Вторая — это группа количественных показателей измерения качества продукции в эксплуатации. Их можно исследовать совместно с данными, поступающими из других информационных источников. Группа разработана на основе опыта лидеров отрасли. Третья составляющая — аналитические инструменты исследования данных, поступающих по “горячей линии”, системе обратной связи с потребителем, из специализированных интернет-форумов и СМИ. Четвертая — инструмент перекрестного анализа для определения наличия взаимо­связи между сведениями, поступающими из различных информационных источников. Пятая — инструмент вскрытия ключевых проблем и кризисов качества. Шестая — организационно-технический инструмент межфункционального взаимодействия на экспертном уровне, с набором алгоритмов действий по выявлению корневых причин проблем и кризисов качества. Седьмая — организационно-технический инструмент по решению проблем качества на основе межфункционального подхода. Восьмая — инструмент стратегического планирования компании в области качества. И, наконец, девятая представляет собой инструменты организации процесса управления и измерения качества работы фирменной сети.
— Наверняка вы не первый год решаете такую сложную задачу. Что-либо из ваших разработок уже пошло в дело?
— Конечно. Весь комплекс научно-практических инструментов ориентирован на практическое применение. С 2009 по 2011 год в ОАО “АвтоВАЗ”, в рамках проекта комплексной оценки удовлетворенности потребителей автомобилей LADA, нам удалось применить часть наших инструментов. Сегодня мы представляем более “продвинутые” варианты, которые внедряются в практику ОАО “КамАЗ”. В заключение хочу сказать, что своим успехам мы во многом обязаны творческой атмосфере в университете, которую удалось создать нашему ректору Лидии Ивановне Ерохиной.

Фирюза ЯНЧИЛИНА
Фото предоставлено В.Козловским

Нет комментариев