Скупость не окупится. Реформируя образование, задумаемся о последствиях.

Недавно вступил в силу закон об обязательном переходе отечественных вузов на двухступенчатую систему образования, включающую бакалавриат и магистратуру. Специалитет фактически перестает существовать, за исключением ряда специальностей. Этот переход совпадает с “демографической ямой”. Число потенциальных студентов сократилось резко, и такая ситуация продлится довольно долго. С каждым годом уменьшается число бюджетных мест в вузах по гуманитарным специальностям. Государство трактует высшее образование в духе “услуги”, предоставляемой “клиенту”, то есть студенту, и по существу начинает исходить из презумпции, что “клиент прав всегда”.
Образование в бакалавриате хотя формально и приравнивается к высшему, но никоим образом не дает права поступления в аспирантуру непосредственно, минуя магистратуру. В свою очередь, открытие магистратуры предполагает выполнение определенных условий: фактическое существование уровня бакалавриата, наличие весьма развитого технически и “личностно” направления и т.п.
Чуть более мягкие условия являются предпосылкой открытия бакалавриата. Главное условие здесь, согласно фактическим требованиям Минобр-науки — наличие полноценной, не менее 20-25 человек, студенческой группы. Хотелось бы отметить, что даже в достаточно крупных городах (каким является Ульяновск) и университетах (каким является Ульяновский государственный университет) в некоторых случаях это требование невыполнимо. Может ли ректор взять на себя ответственность, рискнуть и поддержать направления, на которые в сегодняшней России студенты не идут учиться даже бесплатно? Вопрос риторический.
Молодые люди по-прежнему буквально ломятся на юридические и экономические специальности, у них популярна психология, в существенно меньшей степени — информатика, но совсем непопулярны теоретическая физика, алгебра или философия. И по этим научным направлениям набрать “полноценную” студенческую группу крайне сложно.
Между тем ни математика, ни физика, ни любая гуманитарная наука немыслимы без соответственно алгебры, теоретической физики и философии.
Получается, что прием студентов по этим специальностям, согласно новому законодательству и требованиям Министерства, по существу, может продолжаться лишь в самых крупных вузах страны, где, кстати, не всегда работают сильнейшие специалисты в конкретной области. Магистратурой, надо полагать, обзаведутся даже не все эти “самые” крупные вузы, а, следовательно, аспирантура останется лишь в нескольких ведущих высших учебных заведениях России.
Наивно мечтать, что немногочисленные выпускники аспирантуры этих вузов после защиты (вспомним, что ныне защищаются в срок лишь примерно четверть аспирантов) поедут работать в провинцию, например в тот же достаточно крупный город Ульяновск. А даже если и поедут — хватит ли их на всю страну?
Я не задаюсь вопросом о том, как сможет существовать через пару десятков лет отечественная наука без алгебры, теоретической физики или философии. Но как будет (и будет ли?) существовать высшее образование без специалистов в данных областях? Или вузы к тому счастливому моменту сохранятся лишь в наших доблестных интеллектуальных столицах?
Без “искусственной” поддержки (то есть не оглядывающейся на фактор сиюминутной окупаемости, диктуемой подходом к высшему образованию как услуге) эти направления существовать в принципе не способны.
На сегодняшний день, с того момента как я стал доктором наук, у меня защитилось почти двадцать человек — по одному в год, причем все они защищались не в Ульяновске, а иных городах (Москве, Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Уфе), то есть проходили непредвзятую экспертную оценку. В год мне удавалось подготовить максимум одного кандидата наук. Это была в буквальном смысле штучная работа, и диссертации этих аспирантов по качеству были в целом, смею предположить, выше среднего уровня. Среди моих бывших аспирантов имеются уже и доктора наук, которые, в свою очередь, сейчас готовят аспирантов.
Новое положение вещей не позволит мне и многим моим коллегам иметь аспирантов. Вряд ли социальный работник после магистратуры сможет пойти в аспирантуру по философии, а специалист по информационной безопасности — заняться алгебраической геометрией.
Нетрудно догадаться, что последние изменения в образовательном законодательстве могут самым пагубным образом повлиять и на высшее образование в РФ, и, соответственно, на научный (а стало быть, инновационный) потенциал страны.
Кто-то об этом задумывался? Или достаточно жить сегодняшним днем, преследуя узкоутилитарные и сиюминутные цели? При подготовке широкомасштабной реформы необходимо заглядывать вперед не на год-два, а на десятилетия.

Валентин БАЖАНОВ,
Заслуженный деятель науки РФ, доктор философских наук, профессор, действительный член Academie Internationale de Philosophie
des Sciences, зав. кафедрой философии Ульяновского государственного университета

Нет комментариев