Положа руку на сердце. Государству надо, чтобы россияне жили долго.

Национальным годом борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями объявлен 2015 год. Цель — увеличить в ближайшей перспективе среднюю продолжительность жизни в стране с 71 года до 74. Озвучивая эти цифры в Послании-2014, Владимир Путин сказал, что “у нас есть все основания” для “новой качественной динамики в снижении смертности”. Ясно, что такое заявление невозможно сделать без консультаций с профессионалами. Что же они говорят по этому поводу?

Так совпало, что в день оглашения Послания произошло еще одно событие, самым непосредственным образом связанное с “сердечной” тематикой. В столичном Международном выставочном центре “Крокус Экспо” открылся XIV конгресс российского Общества специалистов по сердечной недостаточности (ОССН). Форум проходил под эгидой не только Российского кардиологического общества, но и Европейской ассоциации по сердечной недостаточности (HFA), а также Европейского общества кардиологов (ESC), которые провели совместный симпозиум с российскими коллегами.
В перерыве между заседаниями в пресс-центр МИА “Россия сегодня” приехали участники конгресса — директор Клиники госпитальной терапии им. А.А.Остроумова академик Юрий Беленков, председатель правления ОССН Юрий Васюк, заведующий отделом ишемической болезни сердца Волгоградского областного кардиологического центра Юрий Лопатин, руководитель отдела сердечной недостаточности Университетской клиники Белграда Петар Сеферович и доцент факультета кардиологии Университета Берлина Стефан вон Хаелинг. Они рассказали о мировом опыте ведения пациентов с хронической сердечной недостаточностью (ХСН) о новых технологиях лечения.
 Отношение к сердцу у нас особое. Его часто ассоциируют с душой, у него масса эпитетов — доброе, чуткое, отзывчивое, золотое, каменное, бесстрашное… Оно щемит, ноет, радуется, замирает… А чего стоят выражения “скрепя сердце”, “дама сердца”, “не лежит сердце”! Арабское изречение гласит: “Ищите Бога в своем собственном сердце, вы не найдете Его больше нигде”. Ларошфуко ставит его выше интеллекта: “Уму не под силу долго разыгрывать роль сердца”. Но для кардиологов сердце — это “полый фиброзно-мышечный орган, который, функционируя как насос, обеспечивает движение крови в системе кровообращения”.
“Когда сердце плохо работает как насос, это и есть сердечная недостаточность”, — ввел журналистов в тему пресс-конференции академик Беленков. Значит, кровь не доставляет органам и тканям столько кислорода и питательных веществ, сколько требуется для нормальной работы. Число таких больных во всем мире увеличивается. Во-первых, потому, что население в развитых странах стареет. Во-вторых, потому, что стали лучше лечить инфаркт миокарда, кардиомиопатию, другие болезни сердца, которые приводят к сердечной недостаточности. За последние 30 лет выживаемость этих пациентов возросла в 10 раз.
Но, по словам специалистов, ситуация у них остается достаточно тяжелой — за один год в стране умирают до 612 тысяч больных хронической сердечной недостаточностью. Только благодаря достижениям медицины многие ранее обреченные живут теперь дополнительно от четырех до восьми — десяти лет, причем качество жизни не такое уж и плохое.
В “большой Европе” примерно 25 миллионов жителей страдают сердечной недостаточностью. Как сказал профессор Сеферович, сегодня это самая большая медицинская проблема, связанная с высоким уровнем смертности, инвалидизацией больных. В рамках Европейской ассоциации кардиологов была создана сеть обществ в целях профилактики сердечной недостаточности, и российское ОССН — важная часть этой сети. Отечественные кардиологи работают по европейским протоколам ведения больных, то есть следуют клиническим рекомендациям оказания медицинской помощи, которые уже показали свою эффективность в Европе. В планах европейцев создание так называемых “центров совершенства”. Там будет аккумулироваться передовой опыт внедрения новых технологий лечения, ведения пациентов, а также просвещения населения. В этой работе будут участвовать и российские центры борьбы с сердечной недостаточностью.
Создание единых стандартов Юрий Лопатин из Волгоградского областного кардиологического центра считает одной из важнейших задач оптимизации лечения. Он полагает, что это действительно реальный путь снизить не только смертность, но и заболеваемость сердечно-сосудистой системы. Но в этом процессе есть три участника. Один, самый главный, пациент, которого надо научить всему тому, что связано с сердечной недостаточностью. И прежде всего — правилам самопомощи. Второй важный аспект — образование врачей, среднего медицинского персонала. И наконец, передовой опыт, который должен стать основой внедрения его в практику здравоохранения. Если в стране будет сформирована работающая на постоянной основе система, то каждый россиянин может рассчитывать на реально долгие годы жизни при более высоком ее качестве.
Профессор вон Хаелинг подчеркнул, что сама по себе сердечная недостаточность — не заболевание, а синдром. Она проявляется вместе с другими патологиями, не очень понятными неприятными состояниями. Кардиологи только сейчас начали изучать такие сопутствующие патологии, как, например, анемия, одышка во сне. Бывает, пациент чувствует себя достаточно хорошо, ходит на работу, все нормально, но вдруг неожиданно организм поражает инфекция, возникает аритмия, он попадает в больницу и… Появился даже медицинский термин “внезапная смерть больного СН”. Немецкие медики, заметил профессор, про таких пациентов говорят, что “они стоят одной ногой в могиле, а другой — на шкурке банана”.
И все-таки современная медицина способна продлить им жизнь.
Академик Беленков сказал, что уже сейчас россиянам доступны все самые современные кардиопрепараты, которые используются в Европе, но медицинская наука стремится к большему — речь идет, например, об искусственном сердце. И это уже реальность! В Немецком кардиологическом областного  центре в Берлине, рассказал журналистам Юрий Никитич, ему показали видеозаписи пациента, который шел на охоту. За спиной винтовка, на одном боку — патронташ, на другом — источник питания для искусственного левого желудочка. У здоровенного байкера, сидящего на мотоцикле, источник питания для левого желудочка — на животе. Более того, кардиологи подходят “к делам божьим” — попытке создать новые сосуды из стволовых клеток. Это будущее, но уже не такое далекое, уверен Ю.Беленков. Зато импортозамещение специальных устройств для эндоваскулярного (внутрисосудистого) вмешательства при лечении, например, врожденных пороков сердца — налицо. На выставке, организованной в рамках конгресса, демонстрировались отечественные стенты, окклюдеры, которые изготавливаются в Новосибирске. Они уже заняли 5-6% рынка, и производители намерены довести эту долю до 10%.
Председатель правления ОССН Юрий Васюк считает важной составляющей борьбы с сердечной недостаточностью внедрение инновационных диагностических технологий, которые позволяют выявлять недуг на самых ранних стадиях. Ведь он часто развивается как осложнение таких заболеваний, как ишемическая болезнь сердца, инфаркт миокарда, гипертония. Профессор Сеферович обратил внимание на то, что кардиологи Европы смогли — конечно, с помощью государственных программ — увеличить продолжительность жизни больных с сердечной недостаточностью на 7,5 года (тогда как аналогичный показатель у онкологов составил лишь 3,5 месяца), и благодаря этому средняя продолжительность жизни европейцев составляет теперь 76 лет.
Но помимо новых технологий диагностики и лечения есть еще несколько факторов, которые будут определять, насколько успешно пойдет эта работа в России. Юрий Беленков рассказал, что в последние годы появился новый термин — кардиологическая команда. В нее входят кардиолог, кардиохирург и эндоваскулярный хирург. Именно эта тройка принимает решение об организации лечения пациента. Оно всегда должно быть коллективным — так работают все ведущие клиники в мире, но “первую скрипку” в команде играет все-таки кардиолог. Однако кадровая проблема сегодня одна из самых тяжелых. Причем западные клиники не только медицинскую помощь пациентам оказывают по протоколам лечения, но и подготовку медперсонала — тоже.
Но если и в этом европейские коллеги готовы помочь российским кардиологам — стажировками врачей, программами для среднего медперсонала, консультациями, то профилактику сердечной недостаточности за нас никто не проведет. Беленков рассказал, что в начале
1970-х годов самое катастрофическое положение с сердечной недостаточностью было в Финляндии. Выяснилось, что у угро-финской группы есть генетические особенности метаболизма холестерина — это была популяция с очень высоким уровнем липидов. Тогда в стране была разработана госпрограмма, которая включала в себя не только модификацию питания, использование статинов для лечения гиперхолестеринемии, но и ограничение потребления алкоголя, популяризацию спорта, а также целый ряд мероприятий, связанных с профилактикой. Сейчас Финляндия, несмотря на проблемы с генетикой, достигла самых низких показателей смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в Европе.
Несколько лет назад Общество специалистов по СН впервые организовало исследование ШАНС — Школа и Амбулаторное наблюдение пациентов с хронической сердечной недостаточностью. В ходе исследований, говорит Ю.Беленков, было установлено, что обучение больного самоконтролю (он должен вести дневник!), а также его родственников по эффективности не уступает препаратам, которые используются для лечения артериальной гипертензии и сердечной недостаточности. Только грамотное поведение пациента и тех, кто ухаживает за ним, снижает смертность на 15-20%! И шаг к этому сделан — на сайте общества (http://ossn.ru) есть практические советы пациентам, их родственникам, отдельный вход для специалистов, где можно найти много справочного материала.
По поручению Президента РФ к 1 февраля 2015 года правительство должно подготовить и принять нормативные правовые акты, направленные на реализацию мероприятий Года борьбы с сердечно-сосудистыми заболеваниями. Они объединят “усилия медицинских работников, представителей культуры, образования, средств массовой информации, общественных и спортивных организаций”. Практически все общество должно быть вовлечено в процесс самооздоровления в прямом смысле этого слова. Последуем ли советам профессионалов — время покажет.

Светлана Крымова
Фото автора

Нет комментариев