Когда сбываются мечты. Счастье детей — забота взрослых.

…Как известно, Новый год и Рождество — время, когда даже самый скептический взрослый нет-нет, да и загадает, чтоб сбылась его заветная мечта. Хотя, конечно, взрослым в этом плане полегче: многого можно достигнуть самостоятельно. То ли дело ребенок, которому пока мало что под силу. А уж если этот ребенок еще и проживает в детском доме и все, о чем он грезит, — лишь возможность найти любящих родителей, обрести новую семью и остаться в ней навсегда, то тут перспективы совсем туманны. По статистике, такие мечты сбываются очень редко…
В уходящем году шансов на решение всех этих проблем в России стало немного больше: при поддержке мегагранта, полученного в рамках конкурса по привлечению ведущих ученых (Постановление Правительства РФ №220), в Санкт-Петербургском государственном университете (СПбГУ) началась реализация исследовательского проекта “Влияние ранней депривации на психобиологические показатели развития ребенка” под руководством профессора Йельского университета (США) Елены Григоренко.

С профессором Григоренко, которая считается одним из авторитетных специалистов в области изучения нарушений развития и обучения детей, а также нейропсихиатрической генетики, мы встретились во время первой Международной научно-технической конференции “Наука будущего”, проходившей в Санкт-Петербурге (см. “Поиск” №39, 2014). Среди проектов, которые уже вела Елена Леонидовна, — “Когнитивная и лингвистическая адаптация приемных детей в США”, “Проблемы обучения детей, воспитывающихся в тяжелых условиях в Африке, включая инфекции, интоксикации и бедность”, “Исследование генов, связанных с нарушениями речи, обучения и когнитивных процессов в популяциях национальных меньшинств США” и др. Исследование, которое Елена Григоренко осуществит совместно с коллегами из СПбГУ, позволит больше узнать о раннем детском развитии и влиянии ранней депривации на устойчивость и уязвимость развития. Предполагается, что ученые смогут получить уникальные данные о поведении, психологических особенностях и здоровье детей в семьях с родителями, в детских учреждениях и в замещающих семьях. Такая информация необходима специалистам в области опеки и попечительства для принятия решения об условиях жизни и месте размещения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проект-победитель был подготовлен совместными усилиями Григоренко и сотрудников кафедры психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей. Как сообщает пресс-служба СПбГУ, объем финансирования по мегагранту, впервые полученному в этом вузе учеными-психологами, составит 90 млн рублей сроком на три года. На эти деньги, помимо всего прочего, должно быть закуплено исследовательское оборудование, в том числе для ресурсных центров университета. Предполагается, что эти приборы и аппаратуру смогут свободно использовать все ученые СПбГУ.
Кстати, вторым победителем четвертой волны мегагрантов, проект которого был запущен в СПбГУ в 2014-м, значится профессор Университета Вильгельма Лейбница (Ганновер, Германия) Детлеф Вернер Бахнеманн, который создаст в СПбГУ лабораторию “Фотоактивные нанокомпозитные материалы”. По словам представителей администрации СПбГУ, новые лаборатории призваны расширить сотрудничество вуза с крупнейшими научными центрами Германии и США. Например, благодаря взаимодействию с Высшей медицинской школой Ганновера будет реализован пилотный проект совместного управления университетской клиникой в Петербурге. Взаимодействие петербургских ученых с Йельским университетом, несмотря на политическую ситуацию в мире, также идет полным ходом: в октябре 2013-го было подписано соглашение о сотрудничестве между университетами. Среди совместных успехов — создание первой в России программы Общественного здоровья с использованием международного опыта. Результаты ряда двухсторонних исследовательских проектов легли в основу новых публикаций, количество которых постоянно растет, а междисциплинарный уклон увеличивается.
Как рассказала Елена Григоренко, в новом исследовании большое внимание будет уделено изучению поведенческой геномики, а также уникальных блоков социальной среды, примеры которых еще остались в нашей стране. По словам ученого, к этому мегагранту научный коллектив подошел, хорошо подготовившись: “Мы изучали распространенные и редкие источники изменчивости. Например, работали с одним мальчиком из России, усыновленным в США. С его помощью удалось обнаружить очень интересный, редкий генетический источник изменчивости, приведший к расстройству языка и речи у малыша. Ген, повлиявший на здоровье ребенка, связан с формированием и развитием головного мозга. Есть и другие схожие примеры — мы изучаем расстройства языка и речи у славянских мальчиков на Севере России. Смотрим, что происходит в головном мозге, как на его развитие влияет молочная диета и т.д.”.
По словам Елены Григоренко, в мегагрантной работе в СПбГУ значительный упор будет сделан на эпигенетику. Задачи, которые ученым предстоит решить, очень функциональны, но крайне перспективны: “Если генетика изу­чает то, как ген выглядит, то эпигенетика рассматривает, как он работает. Казалось бы, гены у нас во всех клетках и тканях одинаковы, но работают они по-разному — этакий оркестр с разными партитурами”. В ходе работ по мегагранту будут изу­чены эпигенетические изменения, которые затрагивают саму молекулу ДНК, отражаются на человеке, в частности на развитии ребенка. Эпигенетические процессы буквально переписывают геном, его структуру с функциональной точки зрения, превращая его в то, что нами движет. Все, что с нами происходит каждую секунду, отражается на нашем геноме, уверена Елена Леонидовна Григоренко. Поэтому именно с развитием эпигенетики сегодня многие связывают определенные надежды, касающиеся возможностей социально-психологической коррекции. Опыт проведения эпигенетических исследований учеными уже накоплен, и он позволяет с уверенностью утверждать, что условия окружающей среды приводят к изменениям на молекулярном уровне. Причем эти изменения стабильны и проявляются в долгосрочной перспективе…
С российской стороны соавтором мегагрантного проекта “Влияние ранней депривации на психобиологические показатели развития ребенка” выступил профессор, заведующий кафедрой психического здоровья и раннего сопровождения детей и родителей, заместитель декана по научной работе и председатель научной комиссии факультета психологии СПбГУ Рифкат Мухамедрахимов. Вместе с Еленой Григоренко он презентовал программу грядущих исследований на конференции “Наука будущего”. Научные интересы профессора Мухамедрахимова и его коллег чрезвычайно широки: сюда относятся клиническая психология развития, психическое здоровье детей раннего возраста и их родителей, взаимодействие и привязанность матери и младенца, эмоции и отношения человека на ранних этапах развития и т.д. Специалистов по всем этим “тонким материям” готовят на кафедре под руководством Мухамедрахимова.
Усилия сотрудников кафедры направлены на исследования и поддержку эмоционального, социального и когнитивного функционирования человека в контексте биологических предпосылок, семьи, общества и культуры. Особое внимание здесь уделяется наиболее ранним этапам формирования личности, которые проходят во взаимодействии с близкими взрослыми, и влиянию детского опыта отношений на последующее развитие человека. Клиническая и организационно-практическая работа сотрудников кафедры связана с индивидуальной терапией ребенка, терапевтическим сопровождением детей и родителей, а также с психологической помощью взрослым людям. Кафедра осуществляет программы так называемого раннего вмешательства и программы, направленные на реорганизацию условий жизни сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в учреждениях здравоохранения, образования и социального развития.
Одним из самых важных опытов переживания для ребенка, который влияет на всю его дальнейшую жизнь, является отсутствие или присутствие рядом с ним человека, который за него отвечает, например мамы. Как рассказал на конференции Рифкат Мухамедрахимов, в СПбГУ эта тематика изучается уже давно. Работы идут в учреждениях сиротского типа для детей до четырех лет, подопечные которых переживают депривацию — психическое состояние, вызванное лишением возможности удовлетворения самых необходимых жизненных потребностей, таких как сон, пища, жилище, общение ребенка с родителями, либо лишением благ, к которым человек был привычен долгое время. В ходе этих исследований учеными из СПбГУ было доказано, что создание условий, приближенных к семейным, позитивно сказывается на показателях общего психического развития детей. Причем положительный ответ демонстрируют как нормально развивающиеся дети, так и те, кто испытывал задержки в развитии.
“Теперь нам предстоит изу­чать влияние контролируемых показателей на жизнь детей, как они отразятся на их дальнейшем психическом и биологическом развитии. Мы попытаемся на клеточном уровне проследить, как сказываются на ребенке изменения социальной среды и окружения, в том числе и в результате перемещения ребенка в замещающую семью. Профессор Григорьева поможет понять, обобщить, переосмыслить опыт, уже накопленный в СПбГУ”, — отметил Рифкат Мухамедрахимов. По его словам, в мире сегодня 8 миллионов детей живут не в семьях, а в спецучреждениях. Около 1,3 млн из них приходятся на государства СНГ и страны Восточной Европы, свыше 654 тысяч — на Россию. Речь идет как о сиротах, так и о детях, оставшиеся без попечения родителей. Большая часть последних никогда не возвращается в свои семьи. Они направляются либо в так называемые замещающие семьи, либо прямиком в детдома. К сожалению, интерес к данной печальной теме стал просыпаться в мире лишь в последние лет пятнадцать. Поэтому до сих пор научных работ, посвященных тому, как изменить к лучшему судьбу таких детей, существует очень мало.
— Непредсказуемость, постоянные социальные изменения, отсутствие отзывчивости и тепла со стороны персонала детских домов, варьирующееся количество сотрудников, которые общаются с ними в течение недели, переход детей из одной группы в другую — все это абсолютный хаос, — рассказывает Рифкат Мухамедрахимов. — В итоге вместо двоих родителей ребенок за два года встречает 50-100 взрослых, которые о нем заботятся, и это не может не отразиться на его психике и биологическом развитии. Возникают отставание в развитии, агрессия, отстраненность, ложные позитивные реакции, заторможенность, гнев, замирания, специфические позы…
Мы верим, что, по крайней мере, два элемента в этой системе должны измениться: нужно развивать социально отзывчивое поведение сотрудников детдомов, а также обеспечить постоянное пребывание конкретных сотрудников рядом с конкретными детьми. Далее, как оказать помощь детям, оставшимся совсем без родителей? Согласно современным тенденциям, большинство из них переводится в замещающие семьи. Но при этом примерно 10% потом все равно возвращаются в детдома. Также практически никто не усыновляет детей с нарушением развития. Уверен, на этот подход надо как-то влиять, не пускать ситуацию на самотек. Надеемся, что наши совместные исследования помогут ее разрешить.

Анна ШАТАЛОВА
Фото автора
и Ольги Прудниковой

Нет комментариев