Слово о малых. Ученые прислушиваются к диалектам.

Слово “карагод”, обычное для юга России, означает и “хоровод”, и “собраться вместе”. “Некрасовский карагод — 2014” — такое название получил форум, посвященный Году культуры на Ставрополье и проходивший в поселке Новокумском Левокумского района Ставропольского края, знаменитом своим музеем — этнодеревней казаков-некрасовцев и молокан.
Программа была насыщенной: Международная лингвистическая конференция “Лингвистическая экология: проблематика исчезающих языков и культур в истории и современности”, практический семинар и круглые столы музейных работников, этнографический фестиваль “Некрасовские сказки”, а также некрасовский пленэр профессиональных художников Ставрополья. Цель форума — привлечение внимания к проблеме сохранения духовной культуры и исторических традиций малых этнографических групп.
— На территории Ставропольского края проживает более 60 народов и народностей со своими этническими языками и культурами, — рассказывает организатор конференции, профессор кафедры русского языка Гуманитарного института Северо-Кавказского федерального университета (СКФУ) Виолетта Грязнова. — Среди различных социальных групп русского этноса Ставрополья особое место занимают казаки-некрасовцы. Это потомки донских казаков — тех, которые после восстания в начале XVIII века и гибели своего предводителя отказались сложить оружие и ушли с атаманом Игнатом Некрасовым на Кубань, позднее обосновались в Османской империи, а в XX веке вернулись в Россию. Удивительно то, что через два с половиной века проживания в Турции, в условиях иной культуры, неславянского окружения они пронесли русский язык, культуру, обычаи. Иными словами, сохранили всю систему этнических констант, то есть ту призму, сквозь которую человек смотрит на мир и которая определяет его сознание. Некрасовцы всегда воспринимали русскую речь как способ и средство выражения их национального русского облика. Как они сами говорят, “двести лет ф Турсии прожыли, а к туркам мы ни прилучилися. Мы платю сваю ни смянили и язык ни пъламали”.
Мировидение особой социально-конфессиональной группы русского этноса, проживающей на Ставрополье, — казаков-некрасовцев — заслуживает самого внимательного изучения. Ведь их система этнокультурных координат во многом самобытна, она сохранила в себе черты мироощущения предков русских. В этнической культуре казаков-некрасовцев ученые находят многие архетипические представления древнерусского человека и даже славянина о членении, категоризации, структурировании и оценивании окружающего мира. Это обусловлено ее изоляцией от общенациональной культуры и общенационального русского языка, а также неосознанным противостоянием чуждой неславянской культуре.
— Лингвистическая экология — очень важное и актуальное направление в языкознании, хотя сам термин введен относительно недавно, — поясняет профессор В.Грязнова. — Забота о сохранении национальной культуры, прежде всего, связана с изучением всех социальных факторов и функциональных особенностей употребления русского языка. Не в последнюю очередь это относится и к исследованию диалектов. И особенно актуальной проблема сохранения речевой среды становится для многоязычных регионов Северо-Кавказского федерального округа.
В конференции “Лингвистическая экология”, поддержанной РГНФ, приняли участие представители учреждений РАН — Института лингвистических исследований, Института русского языкра им. В.В.Виноградова, Института языкознания. Приехали ученые из вузов — МГУ им. М.В.Ломоносова, Амурского, Костромского, Оренбургского, Сыктывкарского, Томского, Чеченского госуниверситетов, Пятигорского государственного лингвистического университета, Волгоградского государственного социально-педагогического университета. Конференция вызвала интерес и у зарубежных ученых — представителей Армении, Таджикистана, Азербайджана, Эстонии, Белоруссии, Австралии. И конечно, очень важно, что доклады и дискуссии смогли послушать студенты и аспиранты филфака Гуманитарного института СКФУ.
Многие выступающие говорили о том, что абсолютная автономность и универсальность литературного языка, то есть представление о том, что им можно без ущерба заменить любые другие идиомы русской речи в их собственных функциях и сферах общения, — это иллюзия, и она мешает выработке правильной политики по отношению к нелитературной речи. Необходимо тщательно изучать все социально-функциональные страты национального русского языка, в том числе и диалекты.
Помимо исследовательской лингвистической работы гостей и участников форума ждала насыщенная культурная программа. Каждый день был интересен новыми событиями. Казаки-некрасовцы представили гостям свою оригинальную кухню, традицию чаепития, рассказали об особенностях национального костюма, разрешили посетить уникальную в своем роде старообрядческую церковную службу. Этномузей и этнодеревня поселка Новокумского ярко продемонстрировали быт и настроение некрасовской жизни.
Культура казаков-некрасовцев — пестрый, нарядный хоровод, сплетение турецких и русских обычаев, соединение современности и глубокой древности. В целом — необыкновенное явление. И очень важно постараться максимально сохранить этот культурный феномен, не дать ему ассимилироваться и затеряться.

Екатерина СЕМИНОГИНА, Арзу САЛМАНОВА,
 Дарья ШЕЙКО
Фото предоставлено В.Грязновой

Нет комментариев