Хвала нестандарту. Экономика требует свежих идей.

В Москве недавно прошел III Международный форум “Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы развития”. Среди его организаторов — Отделение общественных наук (секция экономики) РАН, Институт проблем рынка РАН, Институт экономики РАН и др.
Помимо пленарного заседания, работа на форуме шла по четырем секциям: “Евразийский экономический союз: национальные приоритеты и вызовы времени”, “Экономическая интеграция в условиях глобализации”, “Модернизация и экономическая безо-пасность”, “Региональные проблемы пространственного развития экономики”. В своем приветственном обращении к участникам форума заместитель председателя Совета Федерации Ильяс Умаханов, в частности, отметил, что это важное научное мероприятие проходит в период, когда стоящие перед Россией глобальные вызовы особенно обострились. Сегодня они одновременно несут в себе как новые возможности по повышению конкурентоспособности российской экономики и стимулированию импортозамещения, так и новые угрозы инвестиционного и технологического характера. Но как преодолеть эти негативные явления и использовать потенциал развития? Как в XXI веке сделать Россию процветающей страной с благоприятным инвестиционным климатом? Эти и другие вопросы требуют тщательного научного переосмысления, выработки новых подходов и решений. В связи с этим повышается роль научных и экспертных площадок для обмена мнениями, генерации новых идей. Одной из них и стал данный форум.
Значительным шагом в проекте евразийской интеграции явились подписание и ратификация Договора о Евразийском экономическом союзе. В рамках форума работали две секции, посвященные этому: “Евразийский экономический союз: национальные приоритеты и вызовы времени” и “Экономическая интеграция в условиях глобализации”. Одним из докладчиков на весьма актуальную ныне тему интеграции на постсоветском пространстве выступил доктор экономических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института проблем рынка РАН Наби Зиядуллаев (на верхнем снимке). С ним корреспонденту “Поиска” удалось побеседовать сразу же после окончания форума.
— Прежде всего, скажу несколько слов о нашем форуме, который проводится уже в третий раз на площадке Института проблем рынка РАН, — сказал Наби Зиядуллаев. — Его инициатором был академик и создатель нашего института Николай Петраков, который, к сожалению, недавно ушел из жизни. Основная идея форума состоит в привлечении свежих людей со свежими идеями. Я имею в виду ученых, которые смогли бы сформулировать предложения, полезные для нашей страны, поднимающие авторитет России в глазах мирового сообщества. Мне кажется, что нам удалось отразить наиболее важные события в социально-экономической жизни страны за последний год. Как известно, в России происходит спад производства. И в текущем году нас ожидает всего 0,5% экономического роста. Это печальный факт. Но ему есть объяснения. Помимо общемировой конъюнктуры, сказываются и наши внутренние факторы — не совсем адекватная финансовая, экономическая и бюджетная политика государства. В ходе форума мы с коллегами попытались разобраться в том, как выправить эту политику в предстоящие годы, не потеряв лица на международной арене…
— Ваше выступление было посвящено созданию Евразийского экономического союза (ЕАЭС), который начинает работать с 1 января 2015 года. Каковы смысл и перспективы этого союза, правопреемника Евразийского экономического сообщества?
— Этот союз России, Казахстана и Белоруссии — мощный притягательный центр экономического развития. Он представляет собой крупный региональный рынок, который объединяет 170 миллионов человек. На его территории сосредоточена пятая часть мировых запасов газа и 15% нефти. Суммарный ВВП стран ЕАЭС — 2,5 триллиона долларов, то есть 85% ВВП всех стран СНГ, промышленный потенциал равен 600 миллиардам долларов, объем продукции сельского хозяйства — 112 миллиардов долларов. Важным событием последнего времени стало присоединение к ЕАЭС Армении, которая воспринимает это как усиление возможностей для отстаивания своих национальных интересов, укрепления безопасности страны и как залог успешного экономического развития, расширения имеющихся и завоевания новых рынков для своей продукции, развития взаимовыгодных сфер сотрудничества с предсказуемыми партнерами. Так что к 170-миллионному общему рынку присоединились еще 3 миллиона человек, а к суммарному ВВП прибавились 10-12 миллиардов долларов. Немного. Но для России и других стран-участниц ЕАЭС важен геополитический фактор, свидетельствующий о притягательности Союза. Он привлекателен также и для Киргизии, и для Таджикистана. И это несмотря на то, что на нынешнем этапе у ЕАЭС есть как плюсы, так и минусы…
Вместе с тем нарождающемуся, пока еще весьма хрупкому Союзу предстоит существовать в условиях глобального обострения вызовов и угроз. Запад будет наращивать экономическое давление на Россию, отсекая ее от международных финансовых рынков и передовых технологий. Начнется политическое давление и на другие бывшие союзные республики. В этих условиях России следует найти новые нестандартные подходы, более активно взаимодействовать с постсоветскими странами на принципах равенства, уважения территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела государства.
Евразийский экономический союз может стать одним из полюсов глобальной экономики и исполнить свою уникальную миссию, которая не под силу больше никакой другой из уже существующих международных межгосударственных интеграционных группировок. Именно ЕАЭС может и должен стать представителем интересов большинства граждан постсоветского мира, мостом между европейским интеграционным проектом — Евросоюзом — и бурно развивающимся Китаем.
— Мы стараемся довести наши разработки и предложения до законодателей и до представителей исполнительной власти, которые не раз заявляли о том, что они стараются опираться на современную отечественную науку, на ее последние достижения, — подчеркнул Наби Зиядуллаев.
С большим интересом аудитория отнеслась и к выступлениям академиков РАН Виктора Ивантера, рассказавшего о новой экономической политике — политике экономического роста, и Александра Татаркина (“Конкуренция территорий в российском экономическом пространстве”). В целом, анализу современного состояния российской экономики, рекомендациям по ее модернизации на форуме было посвящено немало докладов. Академик Абел Аганбегян, например, в своем выступлении обозначил для России конкретную цель: преодолеть стагнацию, стагфляцию и рецессию 2013-2014 годов, ускорив экономический рост до 5-6% к 2015 году и до 3-4% — к 2020-му. А главным средством ускорения социально-экономического развития нашей страны академик считает переход к форсированному росту инвестиций в основной капитал (ежегодное их увеличение на 8% в 2015-2020 годах и на 10% — в 2021-2025 годах). При этом доля инвестиций в ВВП увеличится с 19% в 2014-м до 30% в 2025 году.
Как считает Абел Аганбегян, для достижения форсированного инвестирования необходимы стимулы по технологическому обновлению, строительству современных предприятий, развитию высокотехнологичных отраслей и подъему “экономики знаний”. Кроме того, по словам академика, серьезные льготы и привилегии нужны для импортозамещения, роста неэнергетического экспорта, особенно экспорта готовой продукции с высокой добавленной стоимостью. Все это создаст спрос для дополнительных инвестиций и повысит эффективность их использования. Подобное стимулирование может выражаться в предоставлении налоговых и таможенных льгот, снижении ставки на инвестиционный кредит, снятии административных и других барьеров для бизнеса…
Любопытным был признан и доклад бывшего президента Киргизии иностранного члена РАН Аскара Акаева. Его выступление носило необычное название: “Экономика XXI века — нооэкономика, экономика справедливости и
разума”. Спикер уверял собравшихся, что одной из ключевых компонент новой экономической модели развития станет преодоление избыточного неравенства в распределении доходов и крайней социальной поляризации общества, то есть поворот от либеральной экономической модели к социально-ориентированной рыночной экономике.
Новую модель мировой экономики, отвечающую пяти императивам — социальной справедливости, гармоничной глобализации, сохранению устойчивости биосферы Земли, стабильности финансовой системы и конвергентному развитию экономик авангардных стран мира, формируемую и управляемую разумным мировым правительством, Аскар Акаев и назвал “нооэкономикой” — экономикой справедливости и разума. По мнению докладчика, сегодня, когда мировой кризис обнажил все эти проблемы, наступил самый благоприятный момент, чтобы начать формирование нооэкономики для того, чтобы уберечь человечество от губительных войн и природных катастроф, а также обеспечить плавный переход в ноосферную цивилизацию, ведь завтра для этого уже может быть поздно. Для кого-то доклад Аскара Акаева мог показаться несколько утопичным, однако в разумности и оптимизме ему трудно отказать…
Случались на форуме и жаркие дискуссии. Самые оживленные, конечно же, разгорелись вокруг экономической ситуации на Украине (ее представители, кстати, не участвовали во встрече). Немало копий было сломано и вокруг перспектив российской экономики и проблем интеграции на постсоветском пространстве. Помимо российских ученых, в обсуждениях приняли участие также исследователи и специалисты из Италии, Германии, Китая и ряда государств СНГ. Несмотря на сложную внешнеполитическую ситуацию, заседания и дискуссии проходили в конструктивной и дружественной атмосфере. Организаторы заверили собравшихся, что очередной, четвертый, международный форум состоится в следующем году в том же месте.

Александр МОИСЕЕВ
Фото Валентины Ионичевой

Нет комментариев