Радость для жизни. Оптимизм укрепляет иммунитет.

Лаборатория иммунологии Курчатовского НБИКС-центра появилась в Национальном исследовательском центре “Курчатовский институт” не так давно. Клиницисты в конвергенции с биологами, психологами, физиками, нейробиологами решают здесь сложнейшие проблемы, связанные со здоровьем человека. О своих исследованиях “Поиску” рассказали заведующая лабораторией иммунологии Ирина Малашенкова и сотрудник той же лаборатории Сергей Крынский.

— Ирина Константиновна, прежде чем вы расскажете о направлениях исследований лаборатории, давайте выясним, что же такое иммунитет с точки зрения современной науки. Все уверены, что это защитная система организма, которую надо постоянно укреплять. Так ли это?
И.Малашенкова: — На самом деле, иммунная система по сложности своей организации и архитектонике сопоставима с нервной системой. Помимо защиты от внешних инфекций и контроля инфектов-микроорганизмов, которые нас окружают и нам помогают, у иммунной системы есть и другие важнейшие функции — поддержание кроветворения, регенерации, регуляции деятельности эндокринных органов и другие.
Иммунная система никогда не спит, в отличие от нервной системы или других органов нашего организма, — она всегда на посту. У иммунной системы есть несколько “армий” для различных видов защиты от внешнего и внутреннего “врага”, ведь количество микроорганизмов, с которыми постоянно борются клетки иммунной системы, не поддается исчислению.
Например, для защиты от внешних патогенных микроорганизмов клетки иммунной системы снабжены специальными рецепторами, с помощью которых они распознают сигналы опасности и чужеродности бактерий, вирусов, грибов и других патогенов. К слову, сейчас известно до 400 видов опасных для человека вирусов, и каждый из них надо распознать и против каждого иметь выстроенную защиту!
У иммунной системы есть свои “дивизии распознавания”. Это клетки врожденного иммунитета, например макрофаги и нейтрофилы. Есть клетки-“мусорщики”, которые удаляют обломки микроорганизмов. Есть свой “спецназ” — клетки, которые специализируются на конкретных врагах, например на вирусе простого герпеса, вирусе Эпштейна — Барр или на золотистом стафилококке. Есть даже свои “киллеры”, которые быстро распознают чужака и атакуют.
Также на иммунную систему возложена функция сохранения генетической целостности, потому что именно иммунная система обладает механизмами определения мутированных клеток. Более того, происходит отбраковка “сломанных” иммунных клеток, которые вдруг начинают атаковать своих. Если такие клетки по какой-то причине накапливаются, это приводит к развитию аутоиммунных заболеваний, когда организм начинает вырабатывать антитела против самого себя.
— На чем специализируется ваша лаборатория?
И.Малашенкова: — Здесь у нас уникальный сплав наук. Дело в том, что мы занимаемся новым направлением — психонейроиммунологией. Новое оно как для мировой науки, так и для России, зародилось и развивается на стыке наук — нейроиммунологии, когнитивной нейробиологии, психологии, физики. Курчатовский НБИКС-центр объединяет всех нас — узких специалистов — в команду, которая может с помощью уникального оборудования и новейших методик добиться серьезных результатов.
Уже доказана взаимосвязь в комплексе нервной, иммунной систем и психики человека. Иммунная система принимает активное участие в когнитивных функциях мозга. Было установлено, что активность ряда областей мозга влияет на состояние иммунной системы. Стресс и воспаление, постоянное эмоциональное напряжение приводят к нарушению как нервной, так и иммунной регуляции. Результатом может стать развитие депрессии, нейродегенеративных заболеваний.
Многие лаборатории мира сейчас ищут “лекарство от Альц­геймера”. В настоящее время известно, что большую роль в развитии нейродегенеративных заболеваний играют инфекционные и иммунные факторы. К ним относятся вирусные инфекции герпетической группы и, как ни странно, возбудители пародонтоза и кариеса. Оказалось, что некоторые бактерии, живущие в полости рта, в частности дентальная спирохета, могут попадать в мозг, размножаться там и быть впоследствии причиной поражений клеток.
Занимаясь исследованием первопричин нейродегенеративных заболеваний, мы обнаружили, что у пациентов с болезнью Альцгеймера чаще встречаются герпетические вирусы. Также мы выяснили, что у людей с мягкими когнитивными расстройствами (снижение памяти чуть больше, чем по возрасту), среди которых повышена частота заболеваемости болезнью Альцгеймера, имеются признаки активации иммунной системы.
— То есть надо лечить герпетическую инфекцию, чтобы не получить с возрастом болезнь Альцгеймера?
И.Малашенкова: — Все несколько сложнее. Герпетические вирусы живут в нас постоянно под иммунным контролем, но в норме они практически не размножаются. Поэтому лечение заключается в блокировке инфекции в острый период. Если же у человека регулярно бывают вирусные заболевания, надо обязательно обратиться к специалисту, потому что это может быть проявлением нарушения иммунитета, симптомом воспалительного процесса, серьезного заболевания внутренних органов. Под маской герпетической инфекции может скрываться начинающаяся онкология или аутоиммунное заболевание. Поэтому проблему надо решать комплексно. В первую очередь, необходимо обследование, объясняющее, почему у человека снизился иммунитет против вирусных инфекций.
— Причина аутоиммунных заболеваний, когда иммунная система вместо патогенов начинает атаковать здоровые ткани организма, тоже вирусы?
С.Крынский: — В нашей лаборатории мы изучаем механизм развития аутоиммунных реакций при наличии вирусных инфекций. Дело в том, что вирусы обладают механизмами защиты от иммунного ответа организма. Один из них — механизм антигенной мимикрии, основывающийся на том, что белки вируса схожи с белками организма, в котором он паразитирует. В результате антитела, которые вырабатывает иммунная система, способны также взаимодействовать с клетками организма “хозяина”. В большинстве случаев это позволяет вирусу эффективно уклоняться от иммунного ответа.
А иногда получается так, что антитела вырабатываются, но начинают повреждать и здоровые ткани, в итоге возникает аутоиммунная агрессия. Исследуя механизм нейродегенерации при болезни Альцгеймера, мы выявили различие в общем уровне иммуноглобулина (это антитела — молекулы, которые связываются с бактериями, вирусами и готовят их к уничтожению, делая видимыми для клеток — “киллеров” и “мусорщиков”). Наиболее высокий уровень мы отмечали при мягком когнитивном расстройстве, то есть на начальной стадии заболевания. А при ярко выраженной болезни Альцгеймера уровень иммуноглобулина начинает снижаться. Можно предположить, что основное повреждение нервных клеток и потеря большей их части происходят на начальном этапе заболевания, когда клиническая симптоматика еще не выражена. Также не исключено, что эти повреждения начинаются еще раньше, когда у человека не обнаружены и мягкие когнитивные расстройства.
— Это следующий этап вашей работы — диагностировать повреждения клеток на ранних стадиях?
И.Малашенкова: — Уже много лет ученые занимаются поиском маркера, который позволил бы диагностировать болезнь Альцгеймера на ранних стадиях. Сейчас стало понятно, что найти один или два универсальных маркера не удастся. В мировой нейронауке идет поиск новых, ранее неизвестных маркеров, которые в комплексе давали бы более точный диагноз на ранних стадиях. Для этого необходим мультидисциплинарный подход, когда используются методы молекулярной биологии, нейровизуализации и так далее. Мы занимаемся этой проблемой на примере поиска маркеров для раннего выявления болезни Альцгеймера.
Наша цель — с привлечением психологических, нейрофизиологических тестов, с помощью сложного оборудования молекулярной визуализации мозга найти наиболее точные признаки, маркеры, которые в совокупности могли бы дать эффективный высокочувствительный инструмент, сообщающий о начале нейродегенеративного процесса головного мозга.
Речь идет о том, чтобы создать тест-систему, основанную на углеродных нанотрубках. Это могут быть некие чипы, панели, где собраны воедино несколько параметров, отражающие процессы, происходящие в мозге на уровне клеток. Они должны пойти в массовое производство и быть доступными для пациентов и лиц группы риска. Здесь мы работаем в контакте еще и с физиками, и именно в таком содружестве, надеюсь, придем к результатам быстрее.
— А можно ли изменить иммунную систему так, чтобы она могла уже при “малых дозах” вируса видеть врага, его подавлять?
И.Малашенкова: — Мы выяснили, что иммунные клетки можно обучить распознавать врага с помощью искусственных сигнальных белков. И такие белки уже получены лабораторным способом. У человека берется небольшое количество иммунных клеток, они инкубируются с антигенами (белками) данного вируса. После “обучения” их возвращают в организм, и они, будучи уже “умными”, активируют и “возбуждают” другие клетки иммунной системы против данного вируса.
— Наверное, всем, кто прочитал о вашей невероятно интересной и важной работе, теперь хочется узнать, как помочь нашей армии иммунной системы бороться с непрерывными атаками инфектов? Пить витамины, чаще мыть руки?
И.Малашенкова: — Думаю, я ничего нового не скажу, кроме прописных истин о здоровом образе жизни. Первое — это сон, это основа здорового функционирования всех систем организма, и иммунной в том числе. Исследования показали, что при недостатке сна гибнут нервные клетки, уменьшается резерв стволовых клеток, на этом фоне могут развиваться различные заболевания.
Важный фактор — правильное питание. Доказано: чем естественнее и натуральнее продукт, чем больше он содержит в себе биологически активных веществ, тем он полезнее. Продукты питания, прошедшие длительную обработку, содержащие искусственные компоненты, не несут такой пользы.
Я хотела бы подчеркнуть, что главное — не просто придерживаться каких-то отдельных конкретных правил, а понять, как прекрасно и сложно устроен человек, и изменить отношение к себе.
Что еще важно — движение и радость жизни. Потому что в основе достаточного сна и физической активности лежит чувство радости. При физической активности вырабатываются вещества, которые влияют на психоэмоциональное состояние, возникают новые нервные клетки, улучшается память… Надо обязательно стараться избегать негатива, выходить из неизбежных стрессовых ситуаций.
Словом, это просто призыв к полноценной, радостной жизни.

Беседу вела
Олеся ПЕНКИНА
Фото Николая МАЛАХИНА

Нет комментариев