Миллионы онлайн. Электронные курсы расширят доступ к образованию.

В России впервые прошла конференция Международного совета по открытому и дистанционному образованию (ICDE). Основанная в 1938 году, эта организация объединяет партнеров из более чем 60 стран и регулярно проводит форумы на всех континентах. Организатором нынешнего мероприятия с российской стороны выступил Московский государственный университет экономики, статистики и информатики, член ICDE. Конференция “Открытое, дистанционное, электронное обучение: мир без границ” собрала несколько сотен экспертов из 38 стран.
— Форум вызвал большой интерес среди участников, и это можно считать одним из показателей роста количества игроков на рынке e-learning, — отметила ректор МЭСИ Наталья Тихомирова в беседе с журналистами. — Привлекают инициаторов развития образования в Интернете, вероятно, не только его преимущества, но и возможные, причем немалые, выгоды. Объем мирового рынка электронного обучения в 2013 году составил 56,2 млрд долларов. Аналитическая компания Global Industry Analysts прогнозирует, что к 2015 году он вырастет до 107 млрд долларов. Доля России на общем рынке составляет в 2014 году 1,6-1,8 млрд долларов (по оценке венчурного фонда RusBase) и в скором времени вырастет на 30%.
Развитию электронного обу­чения сегодня способствуют мировые экономические проблемы, из-за которых образование для многих людей становится дорогим и физически недоступным. Руководитель кафедры UNESCO/COL/ICDE по открытым образовательным ресурсам Рори МакГрил считает: эти факторы приведут к тому, что в следующие 10-15 лет около 98 млн человек, желающих поступить в университеты, не смогут этого сделать. Кроме того, отмечается стремительное изменение рынка труда. Диверсификация рабочих мест потребует получения высшего образования, а значит, популярность e-learning будет расти, единогласно заявляют эксперты.
Умная филантропия — именно так определил суть массовых открытых онлайновых курсов (MOOCs) директор Фонда открытых образовательных ресурсов (OER Foundation) Уэйн Макинтош. Сегодня курсы в свободном доступе зачастую считают едва ли не панацеей для желающих получить знания. Ведь студент платит только за сертификацию, а сам учебный процесс и учебные материалы бесплатны. Господин Макинтош считает, что обучение с помощью MOOCs позволяет студентам экономить 75% средств по сравнению с очным образованием. Открытые курсы привлекают социально активных граждан, большинство из них — обладатели диплома бакалавра, заинтересованные в получении новых знаний, а не “корочки”. К слову, только 5-10% слушателей заканчивают MOOCs и по итогам обучения проходят сертификацию, а остальные бросают учебу.
Тот факт, что в режиме онлайн востребованы в основном магистерские программы — их выбирают 43% слушателей (27% — бакалаврские, остальные — в области дополнительного образования и т.д), подтверждают и исследования, проведенные специалистами проекта StudyPortals — международной онлайн платформы для поиска образования за рубежом (головной офис находится в Эйндховене, Нидерланды).
— Портал помогает студентам найти подходящее место учебы. Услуги представляются бесплатно. Наша основная цель – сделать процесс поиска и выбора образования за рубежом более понятным, простым и доступным для студентов. Наибольший интерес вызывают такие сферы, как бизнес, экономика, естественные науки, здоровье и здравоохранение, информационно-коммуникационные технологии, история. Основную возрастную категорию слушателей онлайн-программ составляют люди в возрасте 25-29 лет. Топ пользователей по странам — Великобритания, США, Индия, Германия, Греция, Канада. Проекты, подобные StudyPortals, и существующие платформы MOOCs открывают новые возможности не только для студентов, но и для университетов: у них появляется шанс представить свои курсы на международном уровне, — отметил руководитель направления “Глобальные университетские ценности” проекта StudyPortals Михаэль Штейнманн.
В России сегодня около 70 из почти тысячи вузов в полном объеме реализуют программы онлайн, а частично технологии e-learning применяют около 500 из них. Отечественный рынок электронного обучения хотя и оценивается как перспективный, до сих пор находится в стадии формирования. За рубежом же ИКТ в образовательном процессе применяют едва ли не повсеместно. В Англии почти все университеты, а их около 160, так или иначе используют e-learning. В Мексике больше 11% студентов учатся в Интернете. В Южной Корее, где высшее образование получают 98% граждан, прогнозируют к 2023 году уменьшение количества очных студентов на 1/8. Страна вкладывает немалые деньги в развитие системы обучения в течение всей жизни, и это дает положительные результаты: в 2013 году более 30% населения в Корее обучались непрерывно.
В ходе прошедшей конференции неоднократно звучало мнение о том, что полностью отказываться от очного обучения нерационально. Хотя бы потому, что модель с частичным обучением face-to-face помогает уменьшить число бросивших учебу. Меж тем сами студенты голосуют за онлайн-вузы. Буквально накануне форума Google представил рейтинг самых популярных университетов на основе анализа запросов пользователей. Топ-3 выглядит следующим образом: Университет Феникса, Массачусетский технологический институт, Открытый университет Великобритании. Все вузы славятся своими онлайн-курсами, и этот факт, вероятно, уже не может быть проигнорирован традиционными университетами.

Елена ГОРДЕЕНКОВА
Фото Степана ХРАМОВА

Нет комментариев