Актуальное интервью: Учет с расчетом - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Актуальное интервью: Учет с расчетом

Проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а главное, внедрение их результатов в производство, на сегодня – один из основных приоритетов государственной политики в области науки и технологий. Сделанное не должно лежать “мертвым” грузом, а должно работать на развитие экономики страны и повышение ее конкурентоспособности. Эффективность коммерциализации результатов НИОКТР зависит от многих причин, в том числе и от того, насколько легко и просто заинтересованный заказчик может найти информацию о необходимых ему уже существующих разработках и решениях.
Напомним, с 1 января 2014 года вступило в силу Постановление Правительства РФ “О единой государственной информационной системе учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения” (ЕГИСУ НИОКТР). Согласно этому документу, обязательной регистрации в ЕГИСУ НИОКТР подлежат сведения: о начале НИОКТР, выполняемых за счет средств федерального бюджета, о результатах выполненных работ и о созданных результатах интеллектуальной деятельности (РИД), о состоянии правовой охраны РИД и их использовании. Единая система учета, по задумке ее создателей, должна не просто стать “связующим информационным звеном между государством, наукой и реальными секторами экономики”, но и способствовать формированию культуры выявления и учета РИД, полученных в ходе НИОКТР. Подробнее о реализации поставленных государством задач и перспективах развития ЕГИСУ НИОКТР газете “Поиск” рассказал заместитель директора Департамента науки и технологий Минобрнауки России Сергей МАТВЕЕВ.

– Каковы отличия новой системы учета НИОКТР от существовавших прежде?
– Практика учета НИОКТР и полученных результатов в России начала складываться в 2005 году, после выхода Постановления Правительства РФ “О государственном учете результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения”. На тот момент основная логика учета была связана с решением простой задачи: если работы выполнены за счет госбюджета, то их результаты должны быть учтены. Таким образом, и цель учета, и, как следствие, сама система учета носили “фискальный” характер. Права на полученные результаты также закреплялись за Российской Федерацией или совместно за Российской Федерацией и исполнителем.
Существенные изменения целей государственной политики в области распоряжения результатами НИОКТР были впервые озвучены на заседании президентского Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России (24 октября 2012 года).
На заседании главой государства была обозначена принципиальная позиция: результаты интеллектуальной деятельности должны быть закреплены за исполнителем, что позволит стимулировать их дальнейшее использование в экономике. То есть люди смогут получить не только деньги на НИОКТР, но и РИД, которыми смогут распоряжаться, чтобы увеличить свои внебюджетные доходы. Соответственно, и логика учета, существовавшая до этого момента, должна была измениться.
Как следствие, возникли новые задачи для системы учета. В первую очередь – формирование культуры выявления и распоряжения РИД. Поскольку права на РИД сохраняются за исполнителем, перед ним возникает задача не только получить результаты, но и способствовать их продвижению в экономику.
Система также должна “помочь” в решении задач, возникающих при коммерциализации результатов.
А это означает, что в единой системе учета должны быть данные и сервисы обо всех стадиях “жизненного цикла” результатов интеллектуальной деятельности: от научного отчета до выявленных, охраноспособных результатов и фактах их использования.
В апреле прошлого года председатель Правительства Российской Федерации подписал Постановление №327 о создании Единой государственной информационной системы учета НИОКТР. Этим постановлением Правительство РФ обязало все федеральные органы власти, которые являются распорядителями средств госбюджета и вкладывают в науку (причем не важно, в какой форме: госзадания или финансирования различных федеральных целевых программ), обеспечить учет полученных результатов.
В соответствии с постановлением правительства была создана и с 1 января 2014 года запущена в эксплуатацию ЕГИСУ НИОКТР.
Минобрнауки утверждены формы учета результатов, при этом они в полной мере реализуют модель учета, охватывающую все стадии жизненного цикла РИД.
– Каковы ближайшие перспективы развития ЕГИСУ НИОКТР?
– В первую очередь, это развитие сервисов, поддерживающих коммерциализацию результатов.
Более развитая поисковая система по выполненным НИОКТР должна помочь находить и вовлекать уже имеющиеся результаты в производство, исключить дублирование в проведении работ.
В системе, кроме возможности учета РИД, появится банк типовых договоров, лицензионных соглашений по передаче прав на такие результаты, договоров по выплате вознаграждений авторам. Сегодня достаточная практика оформления подобных сделок в России отсутствует, и наличие всех необходимых документов непосредственно в системе поможет ее формированию.
Кроме того, появятся сервисы, позволяющие любому заинтересованному лицу связаться с правообладателем, получить доступ к дополнительной информации о РИД с согласия правообладателя.
Появятся и сервисы, помогающие коммерциализации результатов отдельных видов РИД, например промышленных образцов.
Не менее важная задача – развитие инструментов, необходимых для защиты правообладателей. В этом направлении мы откроем для всех пользователей системы сервисы поиска неправомочных заимствований. Загружая в ЕГИСУ НИОКТР научный отчет или диссертацию, правообладатель сможет увидеть, встречаются ли в каких-либо отчетах, диссертациях или других материалах заимствования из его работы. Соответственно, можно будет решить вопрос о правомочности или неправомочности заимствования через процедуру медиации.
Наконец, это аналитические сервисы, поддерживающие принятие решений распорядителями бюджетных средств. При отборе коллективов, претендующих на государственную поддержку, с помощью этой базы мы сможем выбирать не только результативных создателей РИД, но и тех, кто является их эффективным правообладателем, кто вовлекает эти РИД в экономику. Таким образом, в перспективе ЕГИСУ НИОКТР может стать технологическим инструментом концентрации финансовой поддержки на наиболее успешных коллективах.
– Как быстро идет наполнение системы и контролируется ли корректность заносимой информации?
– Чаще всего информация вводится в систему самими исполнителями. Федеральные ведомства, заключая госконтракты, включают в них обязанность исполнителей вносить такие сведения в систему учета.
Государственные заказчики обязаны проверять и подтверждать введенные исполнителями сведения, в первую очередь – проверять корректность информации о правах на созданные РИД.
Однако качество информации пока нельзя назвать удовлетворительным. Оно, безу­словно, будет улучшаться по мере использования системы для поиска имеющегося научно-технического задела бизнес-сообществом.
– Есть ли какие-то положительные изменения в результате введения новой системы учета?
– Да, есть. С момента перехода к новой системе учета количество выявленных и учтенных РИД удвоилось. Причем, как мы и предполагали, произошло это за счет увеличения непатентных форм – за счет ноу-хау, программ для ЭВМ, баз данных.
Это вполне логично, научные организации выявляют результат и охраняют его “в режиме” коммерческой тайны. Если такой результат окажется востребованным рынком, следующий шаг – подача заявки на получение патента. Пока, к сожалению, абсолютные цифры по количеству РИД не так велики, как хотелось бы, но и развитие рынка интеллектуальной собственности в России только начинается.
– Какую аналитику можно получить на основе данных, имеющихся в ЕГИСУ ­НИОКТР?
– С помощью загруженной в систему информации мы провели анализ НИОКТР в “региональном разрезе”, фактически оценив наличие научного и научно-технологического потенциала по территории страны. Значительный научно-технологический потенциал сосредоточен на территориях Москвы и Московской области. Здесь выполняется максимальное количество НИОКТР. Несколько ниже результаты в Санкт-Петербурге, Новосибирске, а также Свердловской, Томской, Нижегородской областях.
Система позволяет не просто увидеть суммы, которые перешли из федерального бюджета в научные и образовательные организации, расположенные на территориях субъектов, но и проанализировать направления и тематику работ. Так, например, мы смогли впервые оценить, насколько заявленные регионами направления социально-экономического развития обеспечены кадровым и научно-техническим потенциалом. Проанализировав подготовку кадров высшей квалификации, направления исследований и разработок исходя из тематик конкретных выполненных проектов, можно сделать вывод о том, какие направления могут развиваться. Во многих субъектах направления, заявленные в стратегиях, никак не обеспечены ни людьми, ни идеями. Негативные примеры приводить не буду, лучше скажу о лидерах. Новосибирская область – хороший пример сбалансированной стратегии. Заявленные направления – машино- и приборостроение, лесодобыча, биотех, фармацевика, строительство, агропром – всё хорошо “закрыто” и тематиками выполняемых НИОКТР, и кадрами высшей квалификации.
– В свое время много сил и денег было потрачено на создание ГИС-ресурсов, возможности которых также позволяли вести анализ эффективности бюджетных вложений. Но они не прижились в структурах управления. Где гарантия того, что все достоинства нового инструмента – ЕГИСУ НИОКТР – будут использоваться в полной мере? Обяжете директивно применять данные системы при корректировке социально-экономических стратегий регионов?
– От того, что мы обяжем “сверху” учитывать данные этой системы при составлении стратегических документов, эффект вряд ли будет. Однако уверенность в востребованности системы есть, и обу­словлена она несколькими причинами.
Во-первых, удобство аналитических сервисов для регионов. При их разработке мы консультируемся и выясняем потребности самих субъектов – Татарстан, Москва, Новосибирск, Томск участвуют в такой работе.
Во-вторых, это упрощение работы самих регионов. Ряд НИОКТР финансируется за счет средств субъектов. Результаты таких НИОКТР тоже должны быть учтены. Есть рекомендация главы Совета Федерации Валентины Матвиенко губернаторам – учитывать сделанное за счет средств субъекта Федерации в федеральной системе, что позволит избежать лишних затрат, связанных с созданием региональных систем.
Наконец, в единой системе учета можно видеть динамику развития рынка интеллектуальной собственности в региональном разрезе. Полагаю, что здоровая конкуренция между субъектами Федерации тоже станет стимулом использования предложенных решений.
– Какие риски могут возникнуть на этапах развития системы?
– Полагаю, что есть два очевидных риска – недостаток культуры в области интеллектуальной собственности и технологическое качество системы, а также один косвенный – риск “переходного периода”, связанный с недостатком объема и качества информации в системе.
Проблема отсутствия культуры работы с результатами НИОКТР стоит очень остро. Обычно как все происходит? Выполнил задание, сдал отчет и опять пришел к государству за деньгами. А вот навыки использования полученных результатов, передачи их в бизнес в достаточной степени не сформированы. Формирование законодательного регулирования, кодификация законодательства в сфере интеллектуальных прав произошли у нас раньше, чем была сформирована соответствующая рыночная культура. Подчеркну, именно рыночная. В плановой экономике такая культура и практика были, и они соответствовали советскому укладу хозяйственной деятельности. Потому ЕГИСУ НИОКТР следует рассматривать не только как систему учета, но и как систему, формирующую в научных и образовательных организациях необходимую правовую и экономическую культуру работы с научно-техническими результатами.
Второй риск – технический – качество сервисов системы. Сегодня уровень информационной культуры в обществе достаточно высок. Если четыре-пять лет назад “верхнюю планку” качества интерфейса задавали корпоративные системы, то сейчас, благодаря широкому распространению планшетов, смартфонов, персональных компьютеров, облачных сервисов, требования к качеству информационных систем задают именно они. Поэтому сейчас задача Минобрнауки сделать ЕГИСУ НИОКТР – по набору сервисов и интерфейсу – привлекательной и удобной, на уровне требований, которые пользователи предъявляют к современному программному обеспечению. Новая версия системы, мы полагаем, будет доступна к концу этого года.
Несколько слов о рисках “переходного периода”. Бизнесу, чтобы он мог пользоваться системой, важно наличие качественной и выверенной информации. Требования к такому качеству может сформировать только рынок. Не государство, не власть, не проверяющие органы, а только рынок. А рынка результатов интеллектуальной деятельности как такового у нас практически нет. Поэтому на текущем этапе в системе будет появляться много “мусора”. Есть опасения, что действительно важные и нужные результаты в этом объеме информации будут теряться, исчезать. Вот и возникает “переходный период” – научным организациям нет смысла размещать информацию, потому что бизнес ее там не ищет, а для бизнеса качество и объем информации не представляют интереса.
– Как намерены бороться со всеми этими проблемами?
– Мы выделили небольшую сеть из 10 вузов, которые уже имеют успешную практику ведения учета результатов, и возлагаем на них обязанность по ее распространению среди коллег-соседей. Надеемся, такая модель сетевого взаимодействия даст свой положительный эффект.
Второй механизм снижения рисков – совместная работа министерства с институтами развития: Фондом “Сколково”, РОСНАНО, РВК и др. Их активное взаимодействие в субъектах Федерации с научными и образовательными учреждениями помогает прививать культуру работы с результатами на местах. Хороший пример тому – очередной “Стартап-тур”, что провел “Сколково” в нынешнем году.
Еще один шаг – внедрение компетенций по учету и использованию РИД в образовательные программы. Здесь уже кое-что сделано. Так, в прошлом году Минобрнауки утвердило новый федеральный государственный образовательный стандарт высшего профобразования по направлению подготовки “Управление интеллектуальной собственностью” уровня магистратуры. Как только образовательные учреждения начнут готовить магистров по этому направлению, появятся специалисты, автоматически в системе учета начнет улучшаться качество информации. И конечно, работа с бизнесом, его вовлечение в деятельность по созданию площадки “трансфера результатов” науки в производство. Здесь мы активно сотрудничаем с госкорпорацией “Росатом”, надеемся, к проекту присоединятся и другие крупные компании.
– ЕГИСУ НИОКТР – открытая база данных. Не приведет ли подобная открытость, особенно сегодня – во времена санкций, к утечке из страны технологий и иных значимых результатов ­НИОКТР?
– Это справедливый вопрос. И мы не упускаем его из виду. Вопросы использования информации ЕГИСУ НИОКТР из-за рубежа невозможно решить на уровне общей модели. Несмотря на определенное усложнение взаимоотношений, у России остается много партнеров по науке, образованию, бизнесу. Если, например, известная зарубежная компания обратится к научному институту или университету и выразит готовность производить оборудование с использованием российских патентов или изобретений, отказываться, согласитесь, не стоит. Ведь зарубежное лицензирование является значимой внешнеторговой операцией. Мы привыкли, что наша страна экспортирует нефть, газ, некоторые группы товаров. Мы не привыкли участвовать в производстве “интеллектуальным” продуктом. А это можно и нужно делать, безу­словно, за адекватное вознаграждение.
Еще один важный момент: мы часто говорим о собственной технологической зависимости. Однако в России есть отрасли науки и технологий, экспортирующие интеллектуальную собственность, без которой невозможно производство важных компонентов технических продуктов в других государствах.
Поэтому мы нацелены на то, чтобы в перспективе сделать ЕГИСУ НИОКТР управляемым инструментом экспорта интеллектуальной собственности, обеспечивающим как дополнительный доход российских правообладателей, так и рост российского технологического влияния.

Нина ШАТАЛОВА

Фото Николая СТЕПАНЕНКОВА и Андрея МОИСЕЕВА

ПОЛНОСТЬЮ МАТЕРИАЛ СПЕЦВЫПУСКА ДОСТУПЕН В ФОРМАТЕ PDF

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2