Фактор повышения. Страны СНГ будут работать над качеством образования сообща.

В Минске состоялся III Съезд учителей и работников образования государств — участников СНГ. “Взаимодействие национальных образовательных систем стран СНГ как фактор повышения качества образования” — такой была главная тема двухдневного форума, в работе которого приняли участие около 500 делегатов из 11 стран Содружества.
Открывая съезд, министр образования РБ Сергей Маскевич отметил: “Как организаторы, мы хотим продемонстрировать лучший опыт Республики Беларусь по обеспечению высокого качества образования. Сохраняя и развивая свои национальные образовательные традиции, мы понимаем перспективность сотрудничества между странами СНГ”. Белоруссия активно участвует в обмене опытом с коллегами из стран СНГ по вопросам организации и оптимизации содержания образования, в экспертизе законодательства. В 2012-2014 годах в Республиканском институте профессионального образования прошли повышение квалификации (стажировку) 639 педагогов из стран Содружества, в том числе из Казахстана — 455, России — 171, Таджикистана — 11, Азербайджана — 2.
“Перспективным направлением сотрудничества может стать создание общих для стран СНГ программ педагогической мобильности с целью повышения квалификации кадров. В них нужно предусмотреть наличие механизмов, в соответствии с которыми можно будет организовывать профессиональный обмен на основе установленной заранее межгосударственной квоты”, — предложил белорусский министр. Он также считает целесообразным продолжить развитие таких форм сотрудничества, как обмен учебными группами педагогов.
Наиболее продуктивно развивается сотрудничество в сфере высшей школы, отметил С.Маскевич. “Системы высшего образования наших стран взаимно обогащают и дополняют друг друга. Назову только одну цифру: из более чем 16 тысяч иностранцев, получающих высшее образование в вузах Белоруссии, свыше половины являются гражданами стран СНГ”, — сказал он. Министр также напомнил о важности создания прорывных технологий, на основе которых должна формироваться производственная база. В связи с этим сотрудничество в области подготовки инженерных кадров, по его словам, необходимо отнести к приоритетным направлениям.
Одной из обсуждаемых на съезде тем стало приближающееся 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Республика Беларусь предложила провести в 2015 году на своей территории летнюю школу учителей истории и ученых-историков для выработки подходов к совместному противостоянию попыткам фальсификации событий Второй мировой войны. “В дальнейшем можно сделать летнюю школу постоянной площадкой для обмена опытом учителей-предметников”, — отметил С.Маскевич. Касаясь работы с молодежью, он заявил о поддержке международного молодежного проекта “100 идей для СНГ”. Республика готова оказать помощь в его реализации. А в качестве базовой организации СНГ по работе с молодежью предложил Белорусский государственный педагогический университет.
В рамках съезда прошло заседание Совета по сотрудничеству стран СНГ в области образования. Руководители систем образования 11 государств проанализировали выполнение Плана основных мероприятий сотрудничества в области образования на 2013-2015 годы. Также были обсуждены предложения в связи с объявлением 2016 года Годом образования в Содружестве Независимых Государств. Белорусская сторона, в частности, выступила с инициативой проведения Международного фестиваля педагогического мастерства.
Заключительным аккордом работы съезда стал круглый стол, на котором были подведены итоги форума. Как было отмечено, каждый делегат имел возможность познакомиться с белорусской системой образования, посетить учреждения образования в столице и в областях, принять участие в обсуждении методик преподавания учебных дисциплин непосредственно с участниками образовательного процесса — учащимися и студентами.
Своими впечатлениями о работе форума делегаты съезда поделились и с журналистами. Заместитель министра образования и науки Казахстана Есенгазы Имангалиев подчеркнул, что установленные на съезде контакты помогут качественной работе в дальнейшем. Он отметил высокий уровень белорусского образования. Неудивительно, что более 400 работников различных отраслей экономики Казахстана проходят в Минске подготовку и переподготовку.
Есенгазы Имангалиев также рассказал об инновациях в системе образования Казахстана. По темпу их внедрения страна находится в числе передовых. Этот процесс идет непрерывно, так как взят курс на повышение качества образования. Главная цель образовательных реформ — адаптация системы образования к новой социально-экономической среде. Настоящим прорывом в среднем образовании стали “Назарбаев Интеллектуальные школы”, которые представляют собой экспериментальные площадки для апробации и последующего внедрения признанных международных образовательных программ.
Министр образования и науки Армении Армен Ашотян отметил, что на форуме почти со всеми странами удалось завязать двусторонние контакты, была предоставлена отличная возможность для культурного диалога. По его словам, в Армении проводится реформа высшего образования, главная цель которой — усиление его взаимодействия с рынком труда и бизнесом.
Участники форума приняли решение провести IV Съезд учителей и работников образования государств — участников СНГ в России, VII заседание Совета по сотрудничеству — в Казахстане.

Александр ЮРИН

Нет комментариев