Учиться по жизни. Онлайн-образование завоевывает мир.

Мир технологий меняется на глазах. Прогресс бросает вызов обществу — специалистам в ускоренном режиме приходится овладевать новыми компетенциями и знаниями, чтобы оставаться на рынке труда. С быстрым развитием информационных и компьютерных технологий очень легко оказаться невостребованным специалистом. Современные рабочие реалии требуют постоянного развития и самосовершенствования от сотрудника. Иначе его просто-напросто заменят более молодым и компетентным.
Недавно в Москве прошло официальное открытие международного форума “Глобальное будущее образования” (Global Education Futures Forum — GEFF), который продлится год. Организаторами его выступили Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) и Томский государственный университет. Цель участников — провести широкое исследование (форсайт) образовательных инициатив и стартапов по всему миру и составить “карту будущего”, определяющую стратегические приоритеты для всех стран. Проще говоря, ведущие эксперты взялись выявить основные тенденции современного образования и выработать практические рекомендации на 20 лет вперед для отдельных стран и регионов. Об этом журналистам рассказали на брифинге, посвященном открытию форума.
Напомним, что форсайт (от англ. “foresight” — взгляд в будущее) — это социальная технология, созданная более 30 лет назад. Она позволяет участникам совместно прогнозировать развитие отрасли, региона или страны и на основе этих прогнозов договариваться о действиях по достижению желаемого будущего.
— GEFF — готовая технология для программирования будущего. Мы сможем определить сферы, нуждающиеся в инвестировании, — отметил вице-президент Сколтеха Алексей Ситников.
Форум пройдет по всему миру и закончится к 2016 году. После первого обсуждения в Москве участники встретятся в Сан-Франциско, Сан-Паулу и Сингапуре. Помимо представителей образовательных учреждений, в форсайте примут участие венчурные инвесторы, в том числе уже вкладывающие в сферу образования, а также чиновники.
Автор проекта — профессор Московской школы управления СКОЛКОВО Павел Лукша — рассказал о причинах его создания:
— Нужно готовить людей для нового рынка труда. Есть целый ряд вызовов, и они универсальны для множества стран. После того как в повседневной жизни утвердился Интернет, на смену принципам, по которым раньше учили людей, пришли онлайн-инструменты. Сегодня уже невозможно научить человека чему-то раз и навсегда, необходимо это делать постоянно.
На образовательном “поле” появились новые игроки — онлайн-курсы. На них одновременно могут заниматься миллионы пользователей, и с этим придется считаться. Такие гиганты, как Coursera или edX — площадки дистанционного обучения, заявляют о том, что к 2020 году у них будет более миллиарда слушателей. И это реальная угроза для учебных заведений по всему миру. Конечно, такая доступность — это большое достижение, но многие опасаются, что рынок могут переполнить ненужные специалисты.
С другой стороны, эксперты предполагают, что рынок курсов в скором времени может стать монополизированным. Есть риск, что новые университеты объединятся с ведущими компьютерными компаниями.
— Я вижу причины, по которым глобальные бренды могут захватить систему образования, но ведь локальный контекст определяют сами люди. Конечно, есть социальные сложности. Может так случиться, что компании будут навязывать свои технологии. В любом случае, существуют разные конфигурации любой технологии, так что каждому человеку решать, что выбрать, — заметил Дрю Уитворф из Университета Манчестера.
Эксперты говорили о том, что традиционно-консервативная образовательная сфера уже меняется. Падает и цена дипломной “корочки”. Работодателей интересуют конкретные навыки, и если человек обладает ими, то остальное уже не важно. Основным документом для приема на работу становится резюме, ценится также “социальность” человека, то есть присутствие его в Google и соцсетях. Только так, говорят, теперь составляют мнение о будущих сотрудниках прогрессивные директора.
Ректор ТГУ Эдуард Галажинский считает, что сегодня сердцами овладевает тезис о том, что классический университет мертв. В вузы пришли инвесторы и бизнес.
Новые онлайн-инструменты помогают развивать когнитивные навыки. Процесс обучения становится более индивидуализированным, содержание его подстраивается под особенности учащегося. Активно внедряются игровые формы — уже доказано, что в таком режиме человек эффективнее осваивает предмет. Образование все больше ориентируется на практические занятия, поощряются реальные проекты и стартапы.
— Благодаря таким мероприятиям, как этот форсайт, мы сможем изучить, каким будет образование. Узнаем наши промахи и поймем, в какую сторону нужно двигаться. Любые рассуждения о том, что российское образование уникально, опасны и могут привести к неприятным последствиям, — отметил научный руководитель Института развития образования Высшей школы экономики Исак Фрумин.

Татьяна ЧЕРНОВА

Нет комментариев