Карта коры

Лунный Океан Бурь образовался не от астероидного удара, а от поднятия магмы. К такому выводу пришли ученые, анализирующие данные гравитационных зондов-близнецов GRAIL. Об этом сообщает портал Sci-News.com.
Океан Бурь — крупнейшее лунное море, расположенное в западной части видимой стороны Луны, — имеет в диаметре почти 3 тысячи километров и представляет собой равнину круглой формы, заполненную застывшей базальтовой лавой. До сих пор оно считалось ударным образованием, на котором последующие столкновения с астероидами оставили хоть и меньшие по размерам, но вполне заметные следы. В недавнем номере Nature американскими учеными из MIT и Горного института Колорадо (Colorado School of Mine) опубликована детальная карта Океана Бурь, на которой видно, что границы этого образования не кольцевые, как виделось прежде, а многоугольные. Острые углы этого контура от столкновения с астероидом возникнуть не могли: ударные образования имеют или кольцевую, или овальную форму. Авторы предполагают, что угловатые очертания могут быть результатом разломов напряжения в лунной коре, которая, застывая, выбросила из своих недр струю расплавленного вещества. Картирование проводили на основании данных об изменении расстояния между двумя следующими друг за другом космическими зондами НАСА, которые совершали облет Луны с января по декабрь 2012 года. Дело в том, что скорость зондов не была постоянной, она менялась в зависимости от силы притяжения в том месте, над которым пролетали аппараты, а изменения гравитации, в свою очередь, обусловлены изменением подповерхностной массы. Таким образом, научному руководителю миссии GRAIL, вице-президенту MIT по науке Марии Зубер (Maria Zuber) и ее коллегам удалось построить карту толщи лунной коры.
Для объяснения природы новоявленной угловатой конфигурации “берегов” Океана Бурь авторы выдвинули предположение о том, что напряжение, вызвавшее разлом лунной коры, возникло из-за разницы температур между горячей, стремящейся выйти наружу магмой и уже остывшей окружающей ее корой. Для проверки этой гипотезы ученые решили смоделировать гравитационный сигнал этой местности в условиях, имитирующих наличие вулканической интрузии, то есть магмы, излившейся непосредственно из-под поверхности Луны и со временем остывшей и кристаллизовавшейся. Результат симуляции вполне соответствовал гравитационному сигналу, зарегистрированному зондами GRAIL, что подтвердило магматическое, а не ударное происхождение лунной равнины.