Выше вершины. Техническому образованию нужны новые цели.

В Челябинске прошло расширенное выездное заседание Совета Российского совета ректоров. Руководители ведущих вузов собрались в НИУ Южно-Уральский государственный университет, чтобы обсудить, в каком направлении развивать техническое образование в России. В течение года такие сессии пройдут в разных федеральных округах с целью скорректировать курс развития высшего образования в соответствии с потребностями регионов и страны в целом.

Еще в июле этого года Съезд РСР определил план мероприятий, первым пунктом которого было обозначено обсуждение инженерного образования в России. Выбор темы был обу­словлен выступлением Владимира Путина на заседании Совета по науке и образованию, в котором он подчеркнул, что качество инженерных кадров — один из ключевых факторов конкурентоспособности государства и основа для его технологической, экономической независимости. Обращение президента к образовательной и научной элите страны стало своеобразным лейтмотивом заседания Совета РСР, прошедшего в столице Южного Урала.
Открыл пленарное заседание совета президент РСР, ректор МГУ им. М.В.Ломоносова Виктор Садовничий. Он отметил, что цель встречи — выработка принципиально новой концепции университетского образования, которая позволит сделать шаг вперед в развитии высшей школы. “В 70-е годы прошлого века мы были мировыми лидерами по качеству технического образования, да и высшего образования вообще, — напомнил Виктор Садовничий. — Наш опыт копировали, наши наработки перенимали. Сегодня мы как будто достигли какой-то вершины и перестали двигаться вперед. Нам необходимо как можно скорее преодолеть этот рубеж и снова восстановить свое лидерство там, где мы всегда были первыми”.
Свое видение того, как совершить обновление системы образования в области инженерии, президент РСР изложил с точки зрения ректора классического вуза, особое внимание уделив потенциалу математических и естественных наук, а также усилению междисциплинарных исследований, проводимых на стыке фундаментальных и технических дисциплин. “Будущее инженерии я вижу за развитием таких непривычных для технических вузов направлений, как нанотехнология, биотехнология, биоинформатика, генная инженерия, — отметил В.Садовничий. — Я считаю, что с развитием этих наук эпоха привычного, традиционного инженерного конструирования сильно изменится”.
По мнению ректора МГУ, нужно активнее использовать потенциал созданного в стране суперкомпьютерного консорциума, который объединяет более 70 университетов. Лидером в этой области сегодня все еще остается Китай, за ним следуют США и Япония. Для улучшения российских позиций в этом направлении необходимо, чтобы инициатива по развитию суперкомпьютерных технологий исходила не только от университетов, но и от руководства страны.
Продолжил обсуждение темы ректор Южно-Уральского госуниверситета, председатель Совета ректоров вузов Уральского федерального округа Александр Шестаков. Он отметил, что необходимо активно создавать новые инжиниринговые центры и отраслевые научно-исследовательские лаборатории по всей стране, повышать качество подготовки кадров в технических вузах, усиливать мотивацию абитуриентов к поступлению на инженерные специальности.
Александр Шестаков поддержал мысль Виктора Садовничего о необходимости возрождать лучшие традиции советской высшей школы, а в качестве примера привел масштабный проект, реализованный на базе лаборатории наземной отработки систем управления летательных аппаратов в Челябинском политехническом институте (так раньше именовался ЮУрГУ). Тогда, в 1980-е годы, ученые вуза создали динамический стенд для испытания системы управления космического корабля “Буран”. Разработка была принята в эксплуатацию в НПО “Электроприбор” (Харьков), что позволило провести успешные испытания управления космическим кораблем. “Этот пример служит доказательством того, что необходимо и сегодня создавать такие лаборатории и на их базе усиливать взаимодействие предприятий промышленности с университетами, реального производства с наукой, — заключил Александр Шестаков. — Именно это обеспечит прорыв в области инженерного образования”.
Особым пунктом в концепции развития технического образования, предложенной ректором ЮУрГУ, является человеческий аспект — работа с абитуриентами, студентами, будущими специалистами, преподавателями. По словам Александра Шестакова, необходимо повышать уровень квалификации профессорско-преподавательского состава, организуя зарубежные стажировки, решать жилищные проблемы молодых ученых и преподавателей. Для привлечения абитуриентов на инженерные направления руководители и специалисты двух вузов — ЮУрГУ и МГУ — выступили инициаторами и организаторами новой многопрофильной политехнической олимпиады.
Актуальность прозвучавших предложений подтвердил член Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям Александр Дегтярев. Он привел, по его собственному определению, “статистику парадоксов или парадоксы статистики”: на сегодняшний день за рубежом закупаются оборудование, транспортные средства, продукция химической и фармацевтической промышленности, коммуникационные технологии на миллиарды долларов. “Это говорит о том, что выпускники российских инженерных вузов не в полной мере реализуют свой потенциал. Либо же у нас этого потенциала просто нет”, — резюмировал он. При этом подготовка специалистов в области техники и технологий в России осуществляется более чем в 550 вузах, а дефицит инженеров составляет 25%. Только 35% инженеров идут работать по специальности, в то время как 20% россиян по-прежнему считают самыми престижными профессии юриста, экономиста, менеджера.
Обсуждая способы повышения качества и эффективности инженерного образования, участники заседания не раз говорили о необходимости усиления сетевого взаимодействия между вузами. Александр Шестаков подчеркнул важность создания межуниверситетских интернет-порталов, на которых хранились бы лучшие учебные курсы и лекции, доступные студентам и преподавателям различных университетов.
Виктор Садовничий рассказал об успешном опыте МГУ по реализации проекта межфакультетских курсов. Вот уже три года лучшие профессора университета читают лекции по своим дисциплинам учащимся других направлений: математики — для биологов, биологи — для философов. Затем участники программы сдают зачеты по данным курсам. Сегодня прослушать лекции выдающихся российских ученых могут не только студенты МГУ, но и учащиеся других вузов России. “Когда мы говорим о мобильности наших студентов и профессорско-преподавательского состава, то имеем в виду контакты с другими странами, но ведь мы и сами обладаем богатым научным потенциалом. У нас есть чему учиться и у кого учиться”, — заключил президент РСР.
Продолжил тему сетевого взаимодействия вузов ректор Санкт-Петербургского госуниверситета телекоммуникаций Сергей Бачевский. Обрисовывая проблемы инженерного образования в области телекоммуникаций, он высказался прямо: “Нам позарез нужно сетевое взаимодействие. Одному университету не всегда удается развить абсолютно все компетенции, необходимые современному специалисту в той или иной области. Поэтому обмен опытом с другими вузами, у которых есть эти компетенции, просто необходим”. По словам ректора, его университет принимает учащихся из других вузов, а вот своих студентов пока отправить на обучение к партнерам не получается — не берут. Причины связаны с нехваткой финансирования, а также с содержанием межфакультетских и межуниверситетских учебных программ и курсов.
После выступления основных докладчиков началась оживленная дискуссия. Участники съезда получили возможность высказать свои соображения по разным пунктам повестки. Одним из самых острых вопросов стал прикладной бакалавриат, речь шла также о системе обучения “бакалавр — магистр”. Еще перед началом заседания в интервью журналистам Виктор Садовничий отметил, что, по его мнению, имеет смысл пересмотреть структуру обучения в высшей школе, когда студенты учатся четыре года на бакалавра и два — на магистра. Возможно, имеет смысл перевернуть “пирамиду”: дать студенту два года на то, чтобы выбрать, в каком направлении двигаться дальше, а затем четыре года отвести на непосредственное получение знаний и навыков по выбранной специальности.
О результатах заседания и предложениях по новой концепции университетского образования Виктор Садовничий пообещал сообщить министру образования и науки Дмитрию Ливанову и помощнику Президента РФ Андрею Фурсенко, а также рассказать 30 октября на съезде Российского союза ректоров.

Екатерина СЫРЦЕВА
Фото Сергея ЛОЖКОВОГО

Нет комментариев