Самый гуманный?

Европейский суд (Court of Justice of the European Communities) вынес предварительное решение относительно возможности патентования биомедицинских методов, в которых используются эмбриональные стволовые клетки человека. С подробностями — Nature News.
В документе, выпущенном недавно Европейским судом, ставится вопрос об этичности исследований, связанных с клетками, имеющими эмбриональное происхождение, что само по себе создает затруднения для ученых, занимающихся этими исследованиями, по всей Европе. Некоторые европейские специалисты опасаются ужесточения законодательства в области экспериментов со стволовыми клетками вплоть до их полного запрета, сообщает Nature News. “Это может быть худшим из возможных исходов”, — говорит Оливер Брюстл (Oliver Brüstle), директор Института реконструктивной нейробиологии при Боннском университете (Institute of Reconstructive Neurobiology at the University of Bonn), Германия. С Брюстла все и началось: в далеком 1991 году он запатентовал метод получения нервных клеток из бессмертных линий стволовых клеток человека. В 2004 году Международная природоохранная организация Greenpeace потребовала отзыва патента, аргументируя это тем, что разрушение человеческих эмбрионов для получения из них клеточных линий “противоречит общественному порядку” и идет вразрез с правилами, установленными Европейской патентной конвенцией (European Patent Convention). В 2006 году Федеральный патентный суд Германии вынес решение в пользу Greenpeace, а Брюстл подал апелляцию в Федеральный конституционный суд страны, который, в свою очередь, направил дело в Европейский суд.
Адвокат Ив Бот (Yves Bot), арбитр, назначенный по этому делу, огласил свое мнение 10 марта сего года. Бот считает, что, если даже методики не включают в себя непосредственное разрушение эмбрионов, все равно они, как использующие линии человеческих эмбриональных стволовых клеток, не подлежат патентованию, поскольку это равносильно промышленному использованию человеческих зародышей, что, по словам юриста, “будет противоречить этике и общественной политике”. Позицию Бота сейчас будут рассматривать 13 судей Большой палаты Европейского суда, окончательное решение ожидается в течение ближайших двух месяцев. Брюстл все еще надеется на то, что его запатентованная работа, в конце концов, приведет к практике выращивания нервных клеток для восстановления повреждений головного и спинного мозга. Но, предупреждает он, “если мы не сможем защищать наши изобретения в Германии, мы не сможем конкурировать на международном рынке новых способов терапии”. Ожидаемое решение Европейского суда может создать проблемы не только для патентования. В Европе законы, регулирующие исследования на стволовых клетках, в разных странах сильно различаются. Так, Великобритания и Швеция относительно либеральны и допускают эксперименты с новыми эмбриональными стволовыми клетками человека, которые еще могут превратиться в зародыш. Законодательство в других странах строже. В Германии можно работать только с импортными стволовыми клетками, полученными до мая 2007 года. В некоторых странах, например в Ирландии, эта область вообще пока не регулируется.