Из жизни экстремалов. Чудо-организмы не боятся ни жары и ни холода.

X Международный конгресс, посвященный организмам, способным жить и размножаться в экстремальных условиях, проходил с 7 по 11 сентября в Санкт-Петербурге.

Экстремофильные организмы обитают в условиях, являющихся по температуре и доступу к источникам энергии непригодными для жизни. В их числе, например, открытые недавно уникальные микробы подледниковых антарктических озер. Многие из экстремофилов относятся к хемоавтотрофам, то есть они синтезируют органику из неорганики и воды, используя для этого энергию химических реакций. Такие организмы существовали на очень молодой Земле задолго до возникновения процесса фотосинтеза, при котором органические вещества образуются из углекислого газа и воды на свету с участием фотосинтетических пигментов, в частности хлорофилла растений. А потому изу­чение экстремофилов представляет большой интерес для понимания условий, при которых могла возникнуть жизнь не только на нашей планете, но, возможно, и вообще в Солнечной системе.
Конгресс по экстремофилам за 16 лет своего существования проходил в России впервые, хотя российские микробиологи внесли весомый вклад в понимание метаболического и эволюционного разнообразия экстремофильных микробов. Интерес наших ученых к этим экзотическим организмам обусловлен, помимо прочего, еще и тем, что в России представлены все известные типы экстремальной окружающей среды: горячие источники, сверхсоленые лагуны, содовые озера, а также вечномерзлые грунты.  
По традиции, заложенной на предыдущих конгрессах, научные сессии охватывали все области исследования экстремофильных микробов: экологию и разнообразие, физиологию и геномику, генетику, протеомику, прикладные исследования. Полярные исследования были выделены в отдельную сессию. Как отметила в комментарии для “Поиска” председатель конгресса, заведующая лабораторией гипертермофилов Института микробиологии РАН им. С.Н.Виноградского, профессор Елизавета Бонч-Осмоловская, “уровень практически всех докладов был очень высоким, хотя мы постарались разбавить докладчиков, которые выступают всегда, новыми именами”. Так, стремясь вовлечь в мировое экстремофильное сообщество как можно больше российских ученых, организаторы пригласили в качестве пленарных докладчиков двух докто­ров наук из Института микробиологии им. С.Н.Виноградского РАН, прежде в таких конгрессах не участвовавших. Светлана Дедыш прочитала лекцию о микроорганизмах, обитающих в тундровых болотах — холодных, кислых, с очень низкими концентрациями минеральных солей, а Дмитрий Сорокин рассказал об открытой им новой метаболической группе микроорганизмов — галоалкалофильных археях, которые существуют за счет серного дыхания.
Успешным нововведением X Конгресса по экстремофилам стали круглые столы по более узким и “горячим” темам, таким как “Новые экстремофилы и их таксономия”, “Полиэкстремофилы” (то есть микробы, обитающие в условиях нескольких экстремумов, например температура и рН), “Вирусы и CRISPR (CRISPR  — метод геномного редактирования. — М.А.)”, “Глубинная биосфера”, “Эволюция экстремофилов”.
Конгресс в Санкт-Петербурге собрал около 400 специалистов по экстремофилам из 41 страны. Отвечая на вопрос об участии в нем иностранных коллег в нынешней непростой внешнеполитической обстановке, профессор Бонч-Осмоловская сообщила, что отказались приехать по этой причине лишь пять — семь человек, в том числе двое из 25 приглашенных докладчиков, которые уведомили организаторов заранее, что позволило легко найти им замену.
Благодаря поддержке Минобрнауки РФ (соорганизатора конгресса наряду с Институтом микробиологии) с короткими устными и постерными докладами в Санкт-Петербург приехали микробиологи со всей России — из Томска, Иркутска, Новосибирска, Улан-Удэ, Владивостока. “Очень много было молодежи, примерно четверть участников”, — отметила Елизавета Бонч-Осмоловская. 48 молодых ученых получили возможность бесплатного участия, для остальных орг­взнос был существенно снижен. По итогам конкурса постерных докладов молодых ученых пять человек получили дипломы, медали Международного общества по изучению экстремофилов и небольшие денежные призы. Наряду с молодыми учеными, представлявшими свои результаты, в конгрессе в качестве волонтеров участвовали студенты вузов Санкт-Петербурга, которые оказали большую помощь организаторам конгресса и одновременно смогли послушать заинтересовавшие их лекции.
Большинство молодых исследователей получили первый опыт участия в конгрессе такого уровня, где, по словам профессора Бонч-Осмоловской, они имели возможность знакомства с легендарными фигурами, известными лишь по статьям, например с профессором Карлом Штеттером (Karl Stetter) из Регенсбургского университета (University of Regensburg), открывателем гипертермофилов — микроорганизмов, способных расти при температуре 100о С и выше. Гипертермофилы, как и термофилы, предпочитающие развиваться в диапазоне температур от 50 до 70оС, занимают среди экстремофилов отдельное место. Все эти “любящие тепло” микроорганизмы представляют интерес не только для эволюционных биологов, но и для биотехнологов: последних привлекает необычайная термостабильность их ферментов.
Организаторы попытались использовать конгресс для знакомства иностранцев с “русскоязычной” наукой. Наталия Колотилова из МГУ сделала постер об истории изучения галофилов (солелюбивых микробов) в России, начиная с дореволюционных времен. Председатель конгресса посвятила постер своему учителю академику Г.А.Заварзину, который исследовал практически все типы экстремальных местообитаний, но публиковался в основном в русских журналах, из-за чего многие его работы оказались незаслуженно забыты. “Мне кажется, что это очень важно, что мы не только показали, что у нас сейчас есть ученые мирового уровня, но и продемонстрировали традиции и даже (на примере Заварзина) свою самодостаточность. Георгий Александрович многие вещи сделал первым в мире, но не все об этом знают”, — отметила профессор Бонч-Осмоловская.
На следующий день после окончания конгресса в Санкт-Петербургском государственном политехническом университете, который также был соорганизатором этого события, проходила Школа по геномике и метагеномике, где молодые ученые получили возможность напрямую побеседовать с известными учеными и задать им вопросы, касающиеся не только современной науки, но и жизни работающих в ней людей.

Марина Аствацатурян
Фотоснимки предоставлены
Е.Бонч-Осмоловской

Нет комментариев