В лес за молоком. Под Костромой приручили лосей.

Детские сады бывают разные. Вот этот расположился на краю леса, среди кустов и деревьев. “Дети” —  рожденные в апреле лосята. Одни лежали и дремали, немыслимо изогнув длинные конечности, другие бродили по полянке, то замирая, то увиливая от рук восторженных посетителей всех возрастов, недовольно поскуливая. Одного лосенка, с красным ошейником, как предупредил экскурсовод, гладить было нельзя, поскольку у него еще не сформировался иммунитет.  
Эта трогательная встреча с живой природой была частью экскурсии по Сумароковской лосиной ферме, что под Костромой. Журналисты знакомились с фермой в рамках пресс-тура, посвященного 70-летию Костромской области и организованного областной администрацией совместно с Русским географическим обществом.
Сумароковская лосиная ферма, государственное научно-исследовательское бюджетное учреждение Костромской области, существует с 1963 года. Сегодня это самая крупная ферма в России по получению лосиного молока и стабильности его реализации. Лоси здесь свободно разгуливают по территории в 36 тысяч гектаров, где охота, естественно, запрещена. На ферме сейчас живут 16 дойных лосих, 8 годовалых лосей (посетителям предлагают покормить их нарезанной морковью — от чего и лоси, и люди в восторге) и 15 малышей, обитающих в “детском саду”. Все обитатели фермы носят ошейники со своим именем и прикрепленными радиопередатчиками. С помощью пеленгатора отслеживается движение лосей по всей территории. Что же касается лосей-самцов, сколько их — никто сказать не может, так как они находятся “в свободном плавании” и на ферму заглядывают лишь изредка.
Основное предназначение фермы — получение лосиного молока, целебного продукта, в состав которого входят биологически активные вещества. Говорят, что оно излечивает весь спектр желудочно-кишечных заболеваний. Ферма поставляет его в санаторий им. Ивана Сусанина (единственный в мире, где лечат лосиным молоком), а также предлагает на пробу экскурсантам. Напиток своеобразный: без запаха, слегка солоноватый. Однако перед дегустацией нас предупредили, что торопиться с выводами не стоит: пить надо маленькими глотками, вкус проявится на третьем глотке, причем у каждого свой. Действительно, мнения относительно вкуса кардинально разошлись. Кто-то захотел добавки, а кто-то не смог одолеть и 50-граммовую порцию. Охотно помогли справиться с ней местные коты.
Если у коровы жирность молока 3,2-3,8%, то у лосихи — от 8 до 18%. Но объем молока, который дает лосиха, невелик: от 200 г до 4 л в сутки (корова — 12-18 литров). Рекордсменка фермы давала 6,7 литра.
Важно, что лосиное молоко можно один раз заморозить, и оно при этом не утрачивает своих лечебных свойств. Молоко сохраняется в глубокой заморозке в жидком азоте при температуре минус 196 градусов. Кипятить его нельзя. Нельзя и получить из него простоквашу или сыр: в отличие коровьего и козьего оно не киснет, а прогоркает, как масло.
Как же удалось приручить лосей? Ведь это дикие животные, причем крупные (живая масса  европейского лося, а именно этот вид представлен на Сумароковской ферме, от 400 до 700 кг). Взрослая лосиха никого, кроме детенышей, к себе не подпустит. И, чтобы получить молоко, лосят у нее забирают. Роль “лосенка” для лосихи — и роль мамы для лосят —  начинают играть люди.
— За каждой стельной лосихой закрепляется доярка, которая “мозолит” ей глаза, разговаривает с ней, чтобы приучить к себе, — рассказывал наш экскурсовод Руслан. — В момент отела лосихе дают подсоленную воду, распаренный овес, хлеб. Пока она отвлекается,  детей уносят в “ясли” и на их место садится доярка. Она слегка смачивает одежду околоплодными водами или просто трется об новорожденного, чтобы придать себе специфический запах. С этого момента лосиха воспринимает ее как свое чадо. После смены сумароковские доярки на велосипедах уезжают домой. И были случаи, когда доярка едет, а следом бежит лосиха — ведь ее “ребенок” куда-то убегает! И до утра потом ждет у крылечка дома.
Через несколько суток после родов лосиху выпускают из загона, и она гуляет по всей территории, но всегда возвращается. В крайнем случае доярка зовет ее по имени через рупор. Услышав голос “ребенка”, лосиха мчится его кормить (развивая порой скорость до 50 км в час).
Малыши же, которых сразу от лосихи забрали, начинают считать своей мамой человека. В науке это явление называется “импритинг” — запечатление. Сейчас, например, их искусственную маму зовут Михаил. Лосята узнают его по голосу и по внешнему виду. Он водит их в лес, показывает, какие травы можно есть — словом, делает то же, что и природная мать. На свободу их не выпускают, пока не образуется стойкая привязанность к человеку.
На ферме проходят практику студенты Костромской сельхозакадемии — их берут помощниками искусственных мам, потому что первый месяц жизни, до того как выработается иммунитет, лосят кормят материнским молоком, и одному человеку с кормежкой целого отряда малышей не справиться.
Выживаемость животных здесь почти стопроцентная. Средняя продолжительность жизни лосей в дикой природе — 10-12 лет, на Сумароковской ферме они живут 16 лет. В общем, прекрасная зверская жизнь.

Наталия БУЛГАКОВА
Фото Ольги ПРУДНИКОВОЙ

Нет комментариев